Нормы износа деталей и сборочных единиц кранов

Нормы износа установлены РТМ 24.090.57—79.

Для тормозных накладок износ не должен превышать 0,5 толщины накладки в средней части и до 0,33 в ее крайних частях. Изношенные накладки снимают и заменяют новыми. После замены накладок восстанавливают первоначальный зазор между накладками и шкивом без регулирования осадки замыкающей пружины тормоза.

Для шарнирных сочленений тормозов предельный зазор при диаметре пальца шарнира до 18 мм составляет 0,25 мм, свыше 18 мм— 0,4 мм. При большем значении зазора пальцы следует заменять новыми.

Износ тормозного шкива по диаметру не должен превышать 30 % толщины обода. Тормозной шкив, изготовленный из чугуна, не подлежит эксплуатации при износе поверхности трения по диаметру более чем на 2 мм.

Зазоры между верхней гранью шпонки и ступицей шпоночных соединений при диаметре вала 20—40 мм составляют 0,1—0,3 мм; при 41—80 мм—0,1—0,4 мм; св. 80 мм —0,1—0,5 ми.

Боковой зазор в шпоночном соединении не допускается. При креплении с помощью шпонки детали не должны покачиваться на валу.

Износ зубьев зубчатых муфт не должен превышать 30 % их первоначальной толщины.

Боковые зазоры в зубчатых передачах, мм (не более)
Передача Межцентровые расстояния, мм
До 100 100—200 200—400 400—800
Открытая
Закрытая
0,15
0,1—0,35
0,2 — 0,6
0,12 — 0,45
0,25 — 0,8
0,16 — 0,6
0,3 — 1,1
0,24 — 0,85

Уменьшение толщины зубьев в механизмах подъема не должно превышать 15 % (закрытые передачи), в механизмах передвижения кранов и тележек в закрытых передачах — 20%, в открытых — 30 %. Радиальный зазор в зацеплении должен быть равен 0,25m, где m — модуль зубчатого зацепления.

Перекос валов в открытых передачах допускается не более 1 мм на 1 м длины валов передачи.

Площадь рабочей поверхности зубьев, поврежденных усталостным выкрашиванием, должен быть не более 30 % рабочей поверхности зубьев, а глубина впадин выкрашивания—до 10% толщины зубьев.

Износ реборд ходовых колес должен составлять не более 50 % их первоначальной толщины; предельный износ ходовых колес по дорожке качения — не более 1,15% первоначального диаметра. Разность диаметров приводных колес не должен превышать 0,2 % номинального диаметра. Колеса с трещинами на дорожке катания к эксплуатации не допускаются.

Износ блоков по диаметру ручья должен быть не более 3 %. Допускается восстановление блоков, если толщина обода будет не менее 70 % первоначальной толщины.

Основными дефектами редуктора являются: поломка опорных лап, приливов, соединительных фланцев; повреждение уплотнений; засорение дренажных отверстий, износ резьбовых отверстий; поломка болтов. Дефекты редуктора механизма подъема груза не устраняются и редукторы заменяются новыми. Редукторы других механизмов подлежат ремонту. Отремонтированный редуктор перед установкой испытывают на герметичность. Для этого корпус редуктора покрывают мелом и заполняют керосином. При исправности корпуса мел остается сухим.