Организация монтажной площадки

Организацию   монтажной   площадки для монтажа мостовых кранов не решают отдельно от организации монтажной площадки для монтажа технологического оборудования объекта в целом. Поэтому вопросы сооружения временных железнодорожных путей и дорог, производственных и бытовых помещений, внешних магистралей и разводок энергоснабжения, сжатого воздуха, кислорода и ацетилена, освещения площадки и др. не требуют самостоятельного решения для крана.

Приступая к этим решениям, в первую очередь рассматривают вопрос подачи на монтажную площадку деталей крана и размещения их на этой площадке. Наиболее рационально и с наименьшими материальными затратами решается этот вопрос в том случае, если монтажную площадку пересекают железнодорожные пути, укладываемые для подачи на монтаж стальных конструкций здания, передвижения монтажных механизмов, подачи огнеупорного припаса и других материалов. Выбор места установки крана на подкрановые балки следует в том случае, если он не связан с другими обстоятельствами, сделать с учетом наличие железнодорожных путей, по которым детали крана могут быть поданы непосредственно под монтажный механизм: железнодорожные пути только для подачи крана прокладывать экономически нецелесообразно.

Если железнодорожные пути не пересекают монтажную площадку, надо определить трассу, по которой детали крана будут перемещены на площадку после доставки их со склада транспортными средствами до конечного их пункта. Следует рассмотреть также возможность перевозки кранового оборудования автомобильным транспортом, на трайлерах большой грузоподъемности. Такая перевозка в большинстве случаев позволяет доставить оборудование непосредственно к месту монтажа.

Если детали крана намечено поднимать на подкрановые балки полиспастами, подвешенными к (конструкциям здания, электролебедки, грузовые полиспасты с дополнительными устройствами для их подвески и другие средства для такелажных работ располагают на площадке с соблюдением определенных требований — грузовые полиспасты и дополнительные устройства для их подвески, а также электролебедки располагают так, чтобы без перевески и перестановки обеспечить подъем и установку на место всех деталей крана; электрические лебедки устанавливают с соблюдением таких же требований, а также так, чтобы машинист видел поднимаемый груз и руководителя подъема: передача команды руководителя подъема через посредника допускается только в исключительных случаях; лебедки должны быть установлены так чтобы число отводных блоков было минимальным, а расстояние от блока, направляющего канат на барабан грузовой лебедки, было не менее 20 длин барабана этой лебедки, если на ней нет канатоукладчика. При наличии канатоукладчика это расстояние может быть сокращено до пяти длин барабана. Кроме того, расположение лебедок выбирают так, чтобы в качестве якорей можно было использовать конструкции здания, получив на это специальное разрешение.

При наличии на монтажной площадке достаточного места детали крана завозят на площадку полностью и раскладывают таким образом, чтобы наиболее тяжеловесные детали находились в зоне действия подъемных устройств и их не надо подтаскивать для подъема. На рис. 4 наиболее тяжелые детали крана — пролетные балки — расположены непосредственно под местом установки монтажной балки, которой будет  производиться подъем.

раскладка оборудования крана на монтажной площадке
Рис. 4. Раскладка оборудования крана на монтажной площадке
1 и 2 — главные балки; 3 — гласная тележка; 4 — вспомогательная тележка; 5 — вспомогательные концевые балки; 6 — концевые балки; 7— вспомогательные балки; 8— монтажная   балка (до установки); 9 — электрические лебедки

Если из-за недостатка места для раскладки завезти все оборудование крана на монтажную площадку не представляется возможным, подачу его для установки производят по согласованному графику, уточняемому перед подачей каждого крупного узла. Лучшего эффекта достигают в том случае, когда для установки на подкрановые балки детали крана поднимают непосредственно со средств транспорта. Подготовку оборудования к монтажу в этом случае делают вне пределов монтажной площадки.

Для монтажа крупных кранов или группы кранов на монтажную площадку доставляют бригадный вагончик, в котором хранятся инструмент, такелажное оборудование, материалы, используемые при монтаже крана.

Современные крупные промышленные предприятия и даже отдельные цехи этих предприятий вводят в эксплуатацию очередями. Например, кислородно-конвертерные цехи с конвертерами емкостью 100—130 и 250— 300 т вводят в действие в две очереди. Аналогичные примеры могут быть приведены из любой отрасли народного хозяйства. Таким образом, после ввода в действие первых агрегатов монтировать мостовые краны приходится в эксплуатируемом цехе. Мостовые краны в большинстве случаев монтируют в действующих цехах.

В таких условиях организации монтажной площадке уделяют большое внимание, а все принципиальные решения принимают с участием администрации действующего цеха или даже одного из руководителей всего предприятия.

Лучшим решением можно считать такое, когда часть цеха, в которой ведутся строительно-монтажные работы, удается отделить от действующей части цеха временной перегородкой легкого типа, а железнодорожные пути и гужевые дороги разделить на пути эксплуатации и строительства. Однако такое решение не всегда удается осуществить. Поэтому при организации монтажной площадки следует соблюдать, с одной стороны, требования не нарушать технологического режима действующей части цеха, с другой —обеспечить нормальные и безопасные условия рабочим-монтажникам, выполняющим монтажные работы. Для этого необходимо: организовать подачу подлежащего монтажу оборудования, минуя действующую часть цеха; соорудить удобные для подъема на подкрановые пум лестницы, чтобы рабочие не пользовались лестницами действующей части цеха, на которых созданы максимальные удобства; организовать проход рабочих к рабочим местам так, чтобы не было необходимости пересекать действующие горячие пути *; кратко ознакомить рабочих-монтажников с особенностями технологии действующего цеха, которые могут вызывать травматизм; запретить посещать действующую часть цеха без особой необходимости и без разрешения непосредственно руководителя работ.

Кроме выполнения указанных требований должны быть усилены технический надзор за производством монтажных работ, а также наблюдение за безопасными методами работ

* Горячими называют пути предприятия, по которым перевозят расплавленный металл