Обязанности машиниста перед пускам крана в работу

Машинист должен получить ключ-марку и ознакомиться с состоянием крана по записям в крановом журнале за последние сутки. Если кран эксплуатируется в несколько смен, то машинист обязан выяснить у сменщика, какие неполадки крана были замечены за прошедшую смену. Далее машинист должен отключить вводный рубильник и вывесить плакат «Не включать — работают люди».

До начала работ по перемещению грузов краном машинист должен убедиться в исправности металлоконструкции, механизмов, аппаратов управления, приборов и устройств безопасности путем их осмотра и пробных включений, обращая особое внимание на действие тормозов и конечных, выключателей. Машинист должен знать срок очередного технического освидетельствования крана. Если срок, указанный на трафарете крана, истек, то работать на кране нельзя.

Осмотр, крана проводится и следующей последовательности:
осматривается и проверяется исправность и надежность крепления элементов механизмов крана, тормозов, ходовой части и буферных устройств;
проверяется наличие и исправность ограждений и кожухов;
проверяется наличие смазочного материала в трущихся узлах, механизмов крана и исправность смазочных приспособлений; при необходимости добавляется смазочный: материал;
проверяется состояние грузовых канатов, узлов их крепления на, грузовом барабане и надежность укладки в ручьях блоков и барабанов;
проводится внешний осмотр электрических аппаратов (пусковых сопротивлений, тормозных электромагнитов, концевых выключателей и т. п.);
проверяется состояние кольцевых и троллейных токосъемников и гибких кабелей; состояние главных троллей машинист определяет только визуально, не заходя за ограждение;
проверяется исправность приборов освещения рабочей площадки и действие сигнальных устройств.

Если машинист принимает кран у сменщика, то они осматривают кран вдвоем. В этом случае до осмотра крана, перед подъемом в кабину машинист проверяет состояние крюковой подвеска, крюка и грузозахватных приспособлений. Машинист, сдающий смену, должен при этом опустить крюковую подвеску и выключить вводный рубильник. После осмотра машинист должен опробовать кран в работе без груза.

Перед опробованием механизмов крана машинист должен убедиться в том, что на кране и крановых путях нет людей, а сменщик, стажер и другие лица, присутствующие при опробовании крана, заняли безопасное положение в, кабине крана или на посадочной площадке. Далее следует дать звуковой сигнал, включить вводный рубильник и приступить к опробованию крана.

Порядок опробования крана следующий:
проверить действие нулевой защиты, исправность аварийного выключателя, действие блокировок дверей и люков;
опробовать в действии механизмы в следующей последовательности: передвижения тележки (тележек), подъема груза и передвижения моста, обратив особое внимание на действие их конечных выключателей;
опробовать в работе грузозахватные устройства (грузовой электромагнит, грейфер, спредер и т. п.).

После окончания опробования крана машинист должен отключить вводный рубильник и при отсутствии неисправностей расписаться в крановом журнале о приемке смены. Далее машинист должен убедиться в том, что его сменщик покинул кабину и сошел на пол цеха, закрыть двери посадочной площадки и кабины, дать звуковой сигнал, включить вводный рубильник и приступить к работе.

Если во время осмотра и опробования крана были обнаружены неисправности, препятствующие его безопасной эксплуатации и которые невозможно устранить своими силами, то машинист, не приступая к работе, должен сделать об этом запись в крановом журнале и доложить о неисправностях старшему дежурному инженеру-электрику.

В этом случае крап может быть пущен в работу только после устранения неисправностей и по письменному разрешению в крановом журнале с подписью лица, устранившего неисправность или проверившего ее устранение (слесаря, электрика, мастера и т. д.).

Машинисту запрещается приступать к работе, если неисправны один из тормозов, ограничитель высоты подъема крюковой обоймы, звуковой сигнал; нет ключ-марки; при недопустимом износе грузового каната, крюка; при любых неисправностях механизма подъема груза!

При неисправностях, которые не угрожают личной безопасности машиниста и безопасной работе по перемещению грузов краном, машинисту разрешается приступить к работе, но только после записи об этом в крановом журнале работником, ответственным за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии. В отсутствии этого работника такую запись может сделать ИТР — инженер-электрик или механик цеха, но на срок не более одних суток. В вечернее и ночное время такое разрешение сроком на одну (свою) рабочую смену может дать старший дежурный инженер-электрик.