Условия поставки кранов и их приемка

Строительными нормами и правилами (СНиП III-ГЛ 0.6-66) в главе «Технологическое оборудование. Общие правила производства и приемки монтажных работ» установлено, что до начала монтажа технологического оборудования в сооружаемых производственных цехах следует смонтировать эксплуатационное подъемно-транспортное оборудование — мостовые краны, которые предусмотрены проектом производства работ для использования при монтаже технологического оборудования. Для удовлетворения этих требований нормы предусматривают первоочередную поставку мостовых кранов. Нормы не устанавливают времени опережения поставки кранов; видимо оно в каждом случае определяется проектом производства работ по всему сооружению.

Мостовые краны общего назначения грузоподъемностью до 50 Т доставляют на монтажную площадку следующими элементами: две пролетные балки; две концевые балки с колесами; крановая тележка со всеми механизмами в сборе; площадки с установленными механизмами, кроме плавающего вала, соединяющего редуктор с приводным ходовым колесом и устанавливаемого при монтаже; перильные ограждения концевых балок и переходной мостик; блоки, канаты, крепежные и прочие мелкие детали.

Передовые машиностроительные предприятия поставляют краны, внутренние поверхности механизмов которых предохранены от атмосферной коррозии маслами длительного действия и опломбированы, с указанием о запрещении вскрывать при монтаже до истечения гарантийного срока. Например, при сборке внутренние поверхности редукторов покрывают маслом — консервируют. Применяемые для консервации до последнего времени масла обеспечивали предохранение от коррозии на короткие сроки. Поэтому при монтаже перед вводом машин в эксплуатацию консервирующую смазку удаляли и заменяли маслом, с которым машину вводили в эксплуатацию. Для такой операции машины разбирали. Современные масла К-17, К-17н, НГ-203 и др. или обычные масла с ингибиторными присадками *  предохраняют механизмы от коррозии благодаря тому, что они длительное время не окисляются. Это позволяет не разбирать эти механизмы для ревизии.

Мостовые краны грузоподъемностью более 50 Т и  специальные  краны поставляют  отдельными  узлами,   учитывая    возможность  г перевозки   железнодорожным    транспортом. Некоторые  предприятия   перевозят  негабаритные грузы на   автомобильном транспорте,   водой на баржах и лихтерах. Краностроительные предприятия этим опытом еще не воспользовались.

Поставщик должен проверить качество изготовления и надежность сборки всех механизмов моста и тележки. Для этого предварительно проверяют каждую цепь механизмов вручную проворачиванием за тормозную  муфту; механизм должен легко вращаться. Окончательно механизмы проверяют обкаткой от электродвигателей вхолостую в обе стороны. Режим и длительность обкатки должны обеспечивать выполнение требования надежности работы крана. Редукторы, установленные на кране, по техническим условиям на изготовление должны быть обкатаны не только вхолостую, но и под нагрузкой. Режим и длительность обкатки должны обеспечить приработку всех трущихся и сцепляющихся поверхностей (подшипников и зубчатых зацеплений), чтобы при монтаже и вводе в эксплуатацию не возникала необходимость в дополнительных работах по пригонке и приработке этих поверхностей.

Независимо от грузоподъемности во время изготовления мосты и крановые тележки должны быть проверены на стенде (заводском) или на параллельных рельсах, касательных к общей горизонтальной плоскости. Во время такой проверки мост и тележка должны опираться всеми колесами (без груза) на рельсы
Стальные конструкции и механизмы крана должны быть поставлены на строительную площадку покрытыми антикоррозионным грунтом под окраску. Окончательно окрашивают кран на месте установки после монтажа, руководствуясь эстетическими соображениями общего вида внутреннего интерьера цеха и «Указаниями по рациональной цветовой отделке поверхностей производственных помещений и технологического оборудования промышленных предприятий» (СН 181—61). Зарубежные фирмы поставляют краны окрашенными, а на случай повреждения окраски при перевозке поставляют банку с краской для подкраски.

В ближайшее время мостовые краны общего назначения будут поставляться краностроительными заводами со смонтированными электропроводками и электрооборудованием на каждом отгрузочном крановом узле: на мосту, тележке и в кабине.

Стальные конструкции и оборудование принимают для монтажа в пределах монтажной зоны, установленной соответствующим ценником на монтаж кранового оборудования. Подача в эту зону в обязанности монтажников не входит.

Монтажники должны проверить, чтобы пролетные балки кранового моста и другие длинномерные элементы были погружены на транспортные средства и доставлены на монтажную, площадку так, чтобы для установки на подкрановые балки эти элементы не приходилось развертывать на 180°. Для этого необходимо знать путь следования крана от заводского оклада оборудования до места монтажа   или  ознакомиться с этим путем и соответственно погрузить фермы крана на транспортные средства.

Приемку и сдачу кранов для монтажа производят представители монтажной организации и заказчика в установленном порядке и оформляют соответствующим актом. Приемку осуществляют по наружному, осмотру, при котором проверяют комплектность оборудования и соответствие его отгрузочным документам завода-изготовителя. Обнаруженные дефекты оформляют отдельным, актом: Взаимоотношения с поставщиком по этим вопросам не входят в  обязанности монтажной организаций.

На передовых строительных площадках при прогрессивной организации строительно- монтажных работ начинает распространяться способ подачи оборудования на монтажную площадку непосредственно «с колес». Это значит, что прибывшее с завода-изготовителя оборудование на транспортных средствах Министерства путей сообщения подается не на склад оборудования, а непосредственно на монтажную площадку. Такая подача оборудования сокращает промежуточные погрузочно-разгрузочные операции и возможные в связи с этим поломки и удешевляет стоимость строительства.

Такая подача оборудования требует четкой организации работ и тщательного выполнения сроков поставки оборудования. В противном случае будут простои рабочих или необходимость прерывать начатую монтажную работу на объекте, что также связано с непроизводительными потерями.

* Присадки, предохраняющие  обычные масла от разложения (окисления)