Приемка подкрановых путей
Подкрановые пути для мостовых электрических кранов грузоподъемностью до 20 Т изготовляют из железнодорожных рельсов 2 (рис. 3) по ГОСТ 7173—54, для кранов большей грузоподъемности — из специальных крановых рельсов 7по ГОСТ 4221—65 и независимо от грузоподъемности — из катаных квадратов 4 размерами 40—70 мм через каждые 10 мм, а также 80 и 100 мм. В зависимости от грузоподъемности кранов применяют рельсы, указанные в табл. 2.
Таблица 2. Рельсы для подкрановых путей
Грузоподъемность крана в т | Тип подкранового рельса | |
---|---|---|
железнодорожный | специальный крановый | |
3,2-8 12,5-20 32 |
Р-43 | КР-70 |
50—80 | — | КР-100 |
100 и более | — | КР-120 |
Железнодорожные рельсы присоединяют к подкрановым балкам стержнями из круглой стали. Один конец стержня изгибают крюком, которым захватывают за верхнюю полку подкрановой балки, а на втором нарезают резьбу и вставляют его в отверстие в вертикальной полке подкранового рельса и удерживают гайкой. Два таких стержня, поставленных навстречу один другому, позволяют перемещать рельсы по верхней полке балки в горизонтальном направлении во время приведения путей к проектному расстоянию между рельсами. Для крепления к железобетонным балкам в них закладывают стальную полосу, за которую зацепляют крюки (как показано на правой половине рисунка).
Рис. 3. Устройство и крепление подкрановых рельсов к балкам 1 — крючок для крепления; 2 — железнодорожный рельс; 3 и 6 — болты крепления; 4 — крановый квадрат; 5 — угольник крепления; 7 — крановый рельс; 8 —планка крепления
Крановые рельсы крепят прижимными планками, удерживаемыми болтами. В железобетонные балки эти болты заделывают при изготовлении. Прижимные планки с нижним профилем по полке рельса имеют овальное отверстие для крепящего болта, которое позволяет перемещать рельс по балке. Подкрановые квадраты крепят отрезками угловой стали, которые приваривают к квадратам, и крепят к балкам аналогично крановым рельсам болтами.
Крановые и железнодорожные рельсы изготовляют определенной длины, поэтому при устройстве путей возникает необходимость в стыках. Строительные нормы и правила (СНиП III-Г.10.1-62) устанавливают, что стыки крановых рельсов должны быть выполнены с зазорами (табл. 3) в зависимости от температуры окружающей среды.
Зазоры в стыках крановых рельсов | |||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Температура в °С | -25 | -20 | -15 | -10 | -5 | 0 | +5 | +10 | +15 | +20 | +25 |
Зазор в мм | 7,75 | 7 | 6.25 | 5,5 | 4,74 | 4 | 3,25 | 2,5 | 1.75 | 1 | 0,25 |
Взаимное смещение торцов смежных рельсов в стыках, в плане и по высоте допускается в пределах 2 мм. Обследование фактического положения стыков подкрановых рельсов в действующих цехах с кранами различной грузоподъемности показало, что фактическое положение подкрановых рельсов характеризуется такими данными:
зазоры в стыках....... 20—30 мм
смещение торцов по высоте . . 5—10 мм
Препятствие на пути кранового колеса высотой б мм вызывает ударную нагрузку, значение которой почти вдвое больше нагрузки на колесо при нормальном передвижении.