Выбор монтажного механизма

Выбор монтажного механизма предусматривает расчленение монтируемого крана на монтажные блоки — элементы, которыми кран будет подниматься и устанавливаться на подкрановые балки, и определение монтажного механизма для этого подъема. При определении монтажного блока учитывают грузоподъемность механизмов, которые . могут быть использованы для подъема. Мостовой кран небольшой грузоподъемности может быть расчленен на такие монтажные блоки: две продольные балки, две концевые балки, крановая тележка, кабина крановщика. Однако возможен и блок, состоящий из всего моста с крановой тележкой. Вторым блоком в этом случае будет кабина крановщика.

Определив монтажный блок, можно выбрать монтажный механизм для такелажных работ.

Например, приняв за монтажный блок мост с крановой тележкой, нельзя использовать для такелажа передвижной кран, так как Ширина моста крана в сборе больше расстояния, необходимого для того, чтобы половина моста могла разместиться, в промежутке между грузовым блоком кранового полиспаста и его стрелой. Наличие у кранов типа МКГ гуськов также не позволяет поднимать собранный мост крана, а гуськи больших размеров не имеют достаточной грузоподъемности.

Для выбора монтажного механизма надо прежде всего использовать наличные собственные механизмы, а также механизмы, которые могут быть арендованы у смежных монтажных организаций или доставлены на строительство, если имеется такая возможность.  Для монтажа могут быть использованы:  передвижные гусеничные, автомобильные или железнодорожные краны достаточной грузоподъемности, башенные краны, мачтово-стреловые или козловые краны; монтажные балки  установленные на конструкциях зданий с полиспастами и электролебедками; монтажные J мачты также с полиспастами и электролебедками.

Почти 50% общих трудовых затрат на монтаж крана расходуется на оснастку, установку и демонтаж мачты. По этой причине в последнее время почти отказались от монтажных мачт для монтажа кранов и применяют  их только в тех случаях, если другие, более экономичные решения  исключены полностью.

Если производительность труда при монтаже мостового крана мачтой  принять за 100, то при использовании других механизмов она составляет (для  средневзвешенного   крана):
кранов (всех названных выше) . . . .183
 монтажных балок......... 162
Таким образом, при монтаже следует отдавать предпочтение кранам и в том числе передвижным (гусеничным и автомобильным), которые не требуют для работы устройства специальных путей. Железнодорожные краны следует использовать в том случае, если железнодорожные пути уже уложены для других целей и их эксплуатация не требует стегальных затрат.

При выборе монтажного механизма следует также учитывать следующее обстоятельство. Гусеничный, автомобильный или железнодорожный краны для монтажа мостового крана должны быть доставлены на монтажную площадку и оставаться там на все время такелажных работ. Коэффициент использования таких кранов на монтаже всякого оборудования и в том числе мостовых кранов невысок. Если такелажные работы будут выполняться при помощи механизмов, которыми монтируют стальные конструкции здания (башенные, козловые и другие краны), то эксплуатация этих механизмов, принадлежащих другой организации, будет оплачиваться только за часы, затраченные на подъем элементов мостового крана. Коэффициент использования этих кранов на монтаже зданий также невысок. Поэтому попутное использование кранов, для монтажа оборудования будет выгоднее тому, кто пользуется краном, и тому, кто сдает его на условия аренды для временной эксплуатации в периоды  между выполнением своих работ.

Если указанные краны использовать нельзя, детали мостовых кранов поднимают и устанавливают на подкрановые балки полиспастами и электролебедками. Полиспасты подвешивают к монтажным балкам, установленным на стальных конструкциях зданий и сооружений. Для установки монтажных балок используют колонны и фермы зданий и другие конструкции зданий и сооружений. Все используемые конструкции должны быть проверены расчетом на дополнительную монтажную нагрузку. Можно предварительно договориться с проектной организацией о специальных конструкциях в здании, которые могут быть использованы для установки монтажных балок и не потребуют специального усиления, а будут на это рассчитаны при проектировании. Независимо от, этого до начала монтажа надо получить подтверждение, что конструкции полностью закончены монтажом и могут быть нагружены монтажной нагрузкой.

Это следует учитывать  при выборе наиболее экономичного проекта производства работ. При  этом надо   рассмотреть  основные вопросы:
наличие на строительстве конкретных монтажных, механизмов;
стоимость затрат на рабочую силу, определенную по нормативным справочникам;
стоимость эксплуатации монтажных механизмов;
накладные   расходы,   установленные планом.

Стоимость эксплуатации монтажных механизмов определяют с учетом продолжительности их на работах (табл. 5). Если нельзя воспользоваться данными этой таблицы, расчет стоимости машино-смен эксплуатации механизмов ведут с учетом всех затрат и в том числе затрат на доставку механизмов на строительство из другого территориального L пункта, ремонт, связанный с переброской механизма, монтаж и демонтаж, устройство путей и дорог для переброски и работы механизмов и т. д.