История дорожного строительства России

Великий русский народ выполнил на протяжении своей истории грандиозную работу по созданию и развитию сухопутных дорог. Этот созидательный труд был успешно начат нашими предками в условиях первобытнообщинного строя. Еще тогда на необъятных просторах, заселенных нашими предками, было положено начало созданию самобытной дорожной техники, о чем свидетельствуют многочисленные вещественные и иные исторические памятники, которые были открыты советскими археологами и их предшественниками.

Документальные материалы, привлеченные автором, наглядно показывают, что, начиная с тех далеких времен, когда основывалось русское государство, у нас всегда развивались не только водные пути, как часто думают, но и пути сухопутные. Это привело к тому, что еще в последних веках прошлого тысячелетия наши предки располагали водными и сухопутными путями от Поморья и Северного Урала до Карпат и Причерноморья.

Из века в век русские развивали в дальнейшем свои пути сообщения, создавая самобытную дорожную технику строительства мостов, гатей и неоднократно опережая в этом деле западноевропейские страны.

По-новому, как показал автор, начинается развитие русских дорог со времени возвышения Московского княжества и Москвы как центра Русского государства. При этом особенно ярко проявилось опережение зарубежных стран в деле создания в Московской Руси государственной организации сообщений — «ямской службы», сведения о которой старательно собирали иностранные соглядатаи (Герберштейн, Таннер и др.).

Многовековой опыт дорожного строительства, накопленный в Московской Руси по развитию дорожной сети, созданию и совершенствованию ямской службы и развитию самобытной дорожной техники, был успешно использован Петром I. Русские строители XVIII в. предложили немало замечательных технических решений — мостовая на песчаном основании, первые типы шоссейных дорог, способ уплотнения катками, поднятие земляного полотна над уровнем поверхности земли и другие усовершенствования в области дорожной техники, не утратившие свое значение и в наши дни.

Однако, как показал проф. А. С. Кудрявцев, в условиях феодально-крепостнической России даже эти передовые решения русских строителей дорог не были должным образом использованы. Больше того, многие из них из-за низкопоклонства перед иностранщиной со стороны правящих классов «оказались» впоследствии несправедливо приписанными иностранцам.

Это раболепие и низкопоклонство перед иностранщиной послужило питательной средой, на которой выросли нелепые вымыслы о якобы неспособности русского народа самостоятельно развивать дорожную технику. Одним из следствий этого было широкое распространение в литературе «теории» о том, что будто бы в России с древнейших времен был всегда лишь «период исключительного господства речной дороги».

Заслуга автора состоит в том, что он впервые, на основе многолетних изысканий в области истории дорожного дела и его техники, с большой силой и убедительностью раскрыл вздорность упомянутой «теории». На всем протяжении своей книги он ведет борьбу с подобными «теориями» и другими извращениями истории дорожной техники в России, получившими широкое распространение в буржуазной литературе. Читатель найдет в книге много документально обоснованных доказательств приоритета русских новаторов дорожной техники. Этот приоритет показан и в области строительства грунтовых дорог и в создании разнообразных типов шоссейных дорог, и в изобретении и применении дорожных машин — катков, треугольников и других технических средств для борьбы со снегом на дорогах, включая комбинированные механизмы, об одном из которых, созданном русскими техниками в 30-х гг. XIX в., автор разыскал документы в архивах и чертеж которого воспроизведен в книге.

Собранные и тщательно обработанные автором материалы дают яркую картину развития сети русских сухопутных дорог со времен древней Руси вплоть до Великой Октябрьской социалистической революции. Эти материалы показывают величие созидательного труда русского народа как народа-строителя, и те противоречия, ограничения и тупики, которые тормозили и зачастую омертвляли замечательные достижения русских новаторов дорожной техники.

Все эти противоречия, пределы, ограничения и тупики, неизбежные в условиях царской России, смогли быть полностью преодолены в СССР — стране победившего социализма, в которой созданы впервые в истории все условия для невиданного расцвета дорожного строительства, его техники и его научных основ. Эта новая эра в истории дорожного строительства в нашей стране, принципиально отличная от всего того, что было в прошлом, и от того, что происходит в настоящее время в капиталистических странах, будет освещена во второй части исследования проф. А. С. Кудрявцева, подготавливаемой к печати.

                   Действительный член Академии наук УССР В. Данилевский