Страницы: 1 2

Особенности ремонта турбокомпрессоров

Конструкция турбокомпрессора вызывает некоторые особенности их ремонта. Во-первых, повышаются требования к квалификации ремонтников; во-вторых, разборка, ремонт, регулировка и сборка агрегатов должны проводиться в чистом закрытом помещении.

Турбокомпрессор перед разборкой должен быть освобожден от хладагента и масла, затем следует отключить его от общих коммуникаций с помощью заглушек. Разборку начинают со снятия верхней крышки, потом отсоединяют полумуфты ротора и открывают подшипники, после чего краном поднимают ротор и кладут его на заранее подготовленные подставки. Одновременно можно разбирать двигатель и все коммуникации.

Примерная последовательность операций по разборке турбокомпрессора, входящего во фреоновый агрегат АТКФ-248, выглядит так:
отсоединить, снять и разобрать промежуточную муфту; отсоединить, снять и разобрать корпус сальника; отвернуть болты, соединяющие корпус компрессора с крышкой; снять торцевую крышку корпуса; отвернуть и снять термометры подшипников;
отжать специальными болтами и поднять верхнюю часть корпуса;
снять крышки подшипников;
отсоединить привод механизма поворотных лопаток;
специальным приспособлением строго вертикально поднять ротор (перекос при подъеме может привести к повреждению лабиринтных уплотнений);
разобрать и снять механизм поворотных лопаток.

Ротор следует уложить на деревянные козлы, остальные детали на деревянные верстаки или пол, устланный чистой белой бумагой.

Сборка проводится в обратной последовательности. Все детали перед сборкой должны быть протерты, промыты в керосине или бензине и тщательно просушены.

Особенности ремонта турбокомпрессоров также связаны с минимальным количеством трущихся деталей. Износу главным образом подвержены сопряженные пары: шейка ротора — вкладыш подшипника скольжения, а также элементы зубчатой передачи редуктора.

При естественном износе ремонт сводится к восстановлению правильной формы трущихся поверхностей и нормального зазора в парах трения вал — подшипник.

Основной объем ремонтных работ занимают операции по разборке, балансировке, центровке и сборке турбомашин. Центровке подвергают оси валов турбокомпрессора, двигателя и редуктора.

При проведении профилактического осмотра турбокомпрессора снимают верхнюю крышку, а также крышки подшипников и лабиринтов, проверяя при этом состояние поверхности корпуса, рабочих колес, лабиринтов, диффузоров, шеек вала и подшипников. Поверхность разъема корпуса турбокомпрессора после зачистки проверяется на коробление. При необходимости ее пришабривают.

Особое внимание уделяют выявлению трещин на валу, дисках и лопатках рабочих колес, а также следов задеваний на деталях уплотнений турбокомпрессора. При этом измеряют зазоры в проточной части, в лабиринтах, а также проверяют осевые и радиальные смещения вала ротора.

Задевания в лабиринтных уплотнениях ведут к местному нагреванию вала и его прогибу. Выправление прогиба вала весьма ответственная и трудоемкая операция.

Несоосность и перекос корпусов турбокомпрессора, редуктора и двигателя должны быть не более 0,05 мм.

В процессе среднего ремонта турбокомпрессора необходимо: разобрать подшипниковые узлы;
разобрать муфты компрессор — редуктор и редуктор — двигатель;
разобрать частично турбокомпрессор;
тщательно промыть, протереть все узлы и детали, продуть воздухом или азотом;
произвести разбраковку всех узлов и деталей турбокомпрессора;
проверить и при необходимости заменить лабиринты уплотнений и направляющие аппараты;
осмотреть рабочие колеса и разгрузочный поршень, обратив внимание на их крепление на валу;
проверить состояние шеек вала, при необходимости зачистить их, заполировать риски глубиной до 0,2 мм. Если риски имеют большую глубину, то шейку следует проточить и изготовить новые вкладыши подшипников;
зачистить пяту упорного подшипника;
проверить состояние подшипников, при необходимости отремонтировать (пришабрить, перезалить);
отремонтировать упорный подшипник;
проверить зазоры и натяг в подшипниках;
проверить зазоры в лабиринтах вала, думмиса и колес;
проверить износ и крепление на валу зубчатых полумуфт;
собрать подшипники и закрыть турбокомпрессор.

Кроме того, необходимо разобрать редуктор, промыть его детали, определить износ зубчатых пар, проверить состояние подшипников.