Отделка квартиры: освещение

Новый облик современной квартиры требует обновления приемов освещения и самой осветительной арматуры.

Освещение в первую очередь решает практические задачи — создает благоприятные условия видимости, уменьшает усталость глаз и сохраняет хорошее самочувствие человека. Но оно имеет большое значение и для художественного решения интерьера: правильное расположение светильников в помещении помогает выявлению основного декоративно-архитектурного замысла. Свет и тень как бы лепят форму, подчеркивая наиболее выгодные в декоративном отношении части интерьера, помогают созданию в комнате уюта. Удачно выбранный по цвету, форме и пропорциям светильник играет роль акцентирующего декоративного пятна, которое как бы организует и связывает воедино все части внутреннего убранства.

Освещение квартиры не может быть создано по какому-либо определенному рецепту. Его характер во многом связан с меблировкой и убранством квартиры, которые, в свою очередь, зависят от индивидуальных вкусов и рода деятельности живущих в квартире людей — подлинных авторов решения освещения своего жилища. На долю архитекторов и художников остается только разработка принципов создания освещения жилого интерьера, а также элементов, из которых оно формируется.

Ограниченные размеры помещений квартиры потребовали способов, обеспечивающих зрительное увеличение их пространства. Поэтому архитекторы, как вы теперь уже знаете, и оперируют такими композиционными приемами, как разноцветная окраска стен одного помещения, драпировка занавесями от стены до степы и от пола до потолка, создание декоративных «пятен» при помощи цвета предметов убранства, ликвидация горизонтальных членений стен, уменьшение высоты мебели и, наконец, зонирование пространства. Эти композиционные приемы поддерживаются и специально продуманным распределением света осветительных приборов.

Один из основных принципов освещения современного жилого интерьера заключается в том, что преобладающими становятся осветительные приборы не общего, а местного значения. Люстра, когда-то освещавшая одновременно всю комнату, как бы распалась на световые точки, и они, покинув середину потолка, разошлись по местам, где свет их непосредственно нужен человеку. Поэтому в последнее время наряду с плафонами общего света, которые все чаще заменяют традиционную люстру, широкое распространение получили торшеры, бра, настольные лампы и т. д.

Освещение отдельных функциональных зон — зональное освещение — обогащает интерьер, выявляет объемность и пространственность там где существует совершенно четкое деление освещаемого предмета на свет и тень, или, как еще говорят, предмет имеет четкую светотеневую характеристику. Светотеневые эффекты могут «перекрыть» объемы конкретных форм, придать интерьеру ощущение изменчивости и подвижности, что обогатит его художественный облик.

В интерьере жилого дома система осветительных приборов должна быть очень «гибкой» и предоставлять возможность для множества вариантов освещения, связанных с изменением потребностей семьи в разное время суток. С этой точки зрения следует признать наиболее подходящими комбинированные светильники, которые могут выполнять несколько различных функций. Настольный светильник, например, должен быть, устроен так, чтобы его можно было укрепить на стене. Светильники с регулируемой высотой подвески могут давать рассеянный общий свет, или, если это нужно, более интенсивно освещать стол при чтении, занятии рукоделием и т. д.

Как мы уже знаем, общая комната чаще других помещений делится на  функциональные зоны, поэтому освещение отдельных ее зон, помогающее зрительному разделению пространства, имеет весьма большое значение. Правда, в общей комнате должен быть источник, который можно использовать при всякого рода передвижениях, уборке, производимой в вечернее время, и т. д. Желательно, чтобы такой источник имел устройство для притемненного освещения, хотя бы при помощи простого переключения. Это понадобится, например, когда смотрят телевизор.

Зона отдыха должна освещаться рассеянным светом во время отдыха, беседы и т. д. и сосредоточенным при чтении и занятии рукоделием. Иногда в зоне отдыха применяют так называемое декоративное освещение, выделяющее какой-либо определенный предмет убранства — аквариум с рыбками, красивое комнатное растение и т. д.

Для освещения столовой зоны в большинстве случаев применяют висячие потолочные светильники, желательно с регулируемой высотой подвески, так как для уютного и в то же время «парадного» освещения стола во время еды источник света должен находиться на высоте 170—180 см от пола. Количество светильников и их размещение зависит от формы стола: над квадратным столом светильники лучше группировать в центре, над прямоугольным — вдоль стола, по его осевой линии.

Для освещения места для работы применяют сразу два вида освещения — сосредоточенное и рассеянное, совмещенные обычно в одном светильнике. Это необходимо, потому что, как утверждают врачи-гигиенисты, сильный контраст между освещенным рабочим столом и остальной темной частью комнаты, возникающий при всяком отрыве глаз от работы, вреден для зрения.

  • Освещение часть 2