Не тяни тигра за хвост!

Несомненно, что проблема транспорта была одной из первых проблем, с которой столкнулся первобытный человек. Туши убитых животных, камни для постройки жилья и защиты от хищных зверей, стволы деревьев — все это частенько приходилось перетаскивать с одного места на другое. И, наверное, человек очень скоро заметил, что тушу убитого саблезубого тигра волочить по земле за хвост все-таки легче, чем тащить, взвалив себе на плечи.
Наверное, он заметил и другое. Если предмет корявый, то волочить его легче, положив на гладкий камень или на какую-нибудь шкуру. А раз так — можно предположить, что самые первые транспортные средства — это аналог наших саней с полозьями. Правда, сани приходилось тащить не по снегу, а по земле, что, конечно, гораздо труднее.
Следующий шаг на пути совершенствования транспортных средств был сделан тогда, когда люди научились подкладывать под перетаскиваемый по земле груз круглые предметы. Тут уж труднее представить себе, как это произошло. Возможно, изобретатель заметил, как легко скатываются с горки круглые камни. А может быть, ему пришлось волочить свою ношу по берегу моря, покрытому галькой. Не исключен и такой вариант: отдыхая на лесной опушке, наш изобретатель увидел, как скатывается под гору свернувшийся в клубок еж или броненосец.
Так или иначе, но наступил момент, когда люди стали не просто волочить грузы по земле, а перекатывать, подкладывая под них круглые бревна — катки. И что самое важное, человек вполне мог научиться этому у природы.
Но пользоваться катками было не очень удобно. Ведь каток лишь совсем недолго перемещается вместе с грузом. Потом он остается позади, его надо перенести и снова подложить под груз спереди.
Мы легко можем представить себе такую картину. Самые сильные мужчины племени, подбадривая себя ритмическими криками (один из первых вариантов русской «Дубинушки»), волокут по круглым каткам тушу мамонта, оплетенную травой. А мальчишки — им всегда доставался самый неблагодарный труд! — подхватывают выкатившиеся из-под туши бревна и бегом, чтобы не задерживать общего движения, подтаскивают их вперед. И так всю дорогу.


Настал день, и некто (один из самых гениальных за всю историю человечества изобретателей) догадался просверлить в центре крупного бревна дырку и вставить в эту дырку бревно потоньше или, точнее, круглую палку — ось. Как он это сделал, мы можем лишь догадываться. Возможно, он и не сверлил дырки. Просто под руку ему случайно попался отрезок бревна с выпавшей сердцевиной. А в другой руке не менее случайно у него оказалась палка подходящих размеров.
Так часто случалось с изобретателями и в более поздние времена. Рассказывают, что Майкл Фарадей, перед тем как открыть свой знаменитый закон электромагнитной индукции, долго таскал в кармане катушку провода и небольшой магнит. Где бы он ни был: в лаборатории, в театре, в гостях, — он нет-нет да вытаскивал из кармана эти два предмета, разглядывал их и пытался по-разному расположить катушку и магнит.
Если нашему изобретателю в детстве довелось перетаскать много катков, то очень может быть, что зрелище катка со случайно оказавшимся в центре отверстием заставило его призадуматься.
Не верите — с удовольствием предлагаем еще одну версию. Человек стал добывать огонь, крутя между ладонями палочку. Заостренный кончик палки упирался в центр круглого отрезка бревна. Человек увлекся и просверлил брусок насквозь. Совершенно неожиданно в руках у него оказалась ось с надетым на нее колесом. Осталось только догадаться, как использовать этот подарок судьбы.
Возможны и другие догадки. Человек додумался до идеи колеса, наблюдая, как небесный свод медленно поворачивается вокруг Полярной звезды. А может, он смотрел совсем не на небо. Сидя у костра после сытного обеда, он размышлял, разглядывая конструкцию сустава все того же саблезубого тигра.


Потомки каменного топора