Профориентация и профотбор

Страницы: 1 2

Профориентация - это оказание помощи человеку в выборе профессии. Профотбор - выявление пригодности кандидата для работы по определенной профессии или для занятия конкретного рабочего места.

Как правило, молодые рабочие приходят в бригады, уже выбрав профессию, и их пригодность должна быть определена на ранней стадии профессионального обучения. Однако на практике новичок нередко имеет лишь поверхностные представления как о профессии, так и о своих возможностях в ней. В результате часть начинающих рабочих разочаровывается в выбранной профессии, стремится сменить ее, уходит с предприятия. Задача мастера, бригадира, наставника, старших товарищей состоит в том, чтобы раскрывая творческое содержание профессии, развить соответствующие склонности молодого рабочего и воспитать уважение к его профессии.

Настроение молодого рабочего, его отношение к избранной профессии в значительной мере определяются тем, как он по опыту первых шагов оценивает свою пригодность к ней, перспективы овладения мастерством. Вот почему чрезвычайно важно с учетом умений и способностей новичка быстро определить, на каком именно рабочем месте, при выполнении каких производственных заданий он сможет быстро освоиться, обрести уверенность в своих силах. В тех же случаях, когда смена профессии оказывается неизбежной, надо помочь найти в бригаде, цехе или на предприятии занятие, более подходящее его способностям и склонностям.

В специальных центрах (лабораториях) профориентация и профотбор производятся на основе профессиограмм - описаний социально-экономических, производственно-технических, санитарно-гигиенических, психологических, и других особенностей отдельных профессий. Важной частью профессиограмм является психограмма - характеристика требований, предъявляемых профессией к психике человека. Для оценки способностей в этих учреждениях применяют специальные приборы и тесты.

На производственном участке мастер и бригадир требования профессии или рабочего места к человеку определяют на основе опыта, а о соответствии того или иного работника этим требованиям судят, наблюдая за его работой.

Психологической наукой разработана классификация способностей, которая позволяет решать задачи профориентации и профотбора более сознательно. По ней выделяют следующие группы способностей.

    Группа I - сенсорные способности, характеризующие чувственные восприятия человека (зрение, слух, осязание и пр.). Различные профессии предъявляют неодинаковые требования к тем или иным видам чувствительности. Так, водителем транспортного средства не может быть человек, не различающий цветов; сталевару также необходима гораздо большая цветовая чувствительность, он должен уметь быстро определять температуру печи по тончайшим оттенкам окраски свода и стенок мартеновской печи. Механики должны обладать высокой слуховой чувствительностью, позволяющей определить состояние работающего двигателя и пр. Сенсорные свойства в очень большой степени зависят от природных задатков и только на их основе могут быть развиты соответствующие профессиональные навыки.

    Группа II - способности, определяемые особенностями внимания (устойчивость, быстрота переключения, объем, распределение). Например, водитель, крановщик и диспетчер прежде всего должны обладать хорошей переключаемостью и широким полем внимания; в профессиях же бракера, корректора и регулировщика наибольшее значение имеет устойчивость внимания. С развитием техники растет доля операторских профессий, в которых к вниманию предъявляются повышенные требования. Индивидуальные характеристики внимания определяются природными особенностями нервных процессов, поэтому они, как и сенсорные свойства, не могут быть резко улучшены специальными тренировками.

    Группа III— двигательные (психомоторные) способности: силовые, пространственные и временные. Переход от простого ручного труда к механизированному и автоматизированному производству сопровождается уменьшением роли силовых способностей и ростом значения пространственных и временных, позволяющих совершать мелкие, но точные движения в строго заданной последовательности. Пространственные способности необходимы при монтаже точных механизмов и приборов, в работе с органами дистанционного управления и пр. Двигательные способности быстро развиваются в результате тренировок.