Внедрение бригадного подряда

Как показывает практика, применение бригадного подряда в судостроении дает положительный результат. На многих предприятиях, где в корпусообрабатывающих, судосборочных и стапельных цехах применяется бригадный подряд, наблюдаются систематический рост производительности труда в бригадах, сокращение сроков строительства блоков или корпусов, причем в целом ряде случаев - при реальном уменьшении численности рабочих в бригадах.

В период освоения метода бригадного подряда в судостроении в комплексные бригады при сборке корпусов судов включались, как правило, рабочие производственных профессий: сборщики корпусов, электросварщики, пневматики, рубщики, газорезчики. В процессе совершенствования бригадного подряда целесообразно расширять комплексные бригады за счет включения в них других категорий работающих, от оперативной работы которых в значительной степени зависит успешная работа бригады по новому методу. К этой категории относятся крановщики, комплектовщики, наладчики сварочного оборудования и другие вспомогательные рабочие, обслуживающие технологическое оборудование бригады.

Организация бригадного подряда не только существенно улучшает производственные показатели, но и требует от работников соблюдения трудовой и сроковой дисциплины. Перед принятием очередного подряда инженерные службы должны, во-первых, подготовить проектно-сметную документацию, определить продолжительность каждого этапа работ и срок окончания всего объема работ по договору о бригадном подряде, во-вторых, своевременно разработать перечни работ по технологическим комплектам с указанием чертежей, журналов оперативной приемки работ ОТК. Необходимо заранее установить объемы возможных дополнительных и сопутствующих работ, что позволит с наибольшей достоверностью определить количественный, профессиональный состав бригад и расчетную стоимость всех работ, включенных в договор.

Многое зависит от обеспечения инженерно-техническими службами ритмичной подачи в бригады материалов, заготовок, секций, узлов. Решение этой проблемы в настоящее время идет по пути создания творческих бригад из представителей комплексных бригад и ИТР (конструкторов, технологов, диспетчеров, работников службы снабжения). Работу таких бригад необходимо стимулировать разработкой отдельного специального положения о внутрицеховом или внутризаводском социалистическом соревновании таких творческих бригад. Бригады, завоевавшие призовые места, должны быть премированы.

Следует искать путь включения всех обслуживающих бригадный подряд специалистов (вспомогательных рабочих и ИТР) в общий наряд и систему стимулирования. Возможна также разработка положений о материальном поощрении вспомогательных рабочих и определенных категорий ИТР и служащих, закрепленных на обслуживании комплексных бригад, работающих по бригадному подряду.

Рекомендуется организация сквозного социалистического соревнования бригад разных цехов, имеющих производственные связи по технологической цепочке и работающих по методу бригадного подряда.

В судостроении имеют место специфические особенности, затрудняющие широкое внедрение бригадного подряда. Прежде всего это высокий уровень кооперации (50% и более). Кроме того, в силу большой трудоемкости судно не может быть построено одной, даже максимально укрупненной комплексной бригадой. Однако бригадный подряд получил в отрасли распространение. Предметом бригадного подряда не может быть законченное судно, но может быть его часть, например в виде корпуса (если цикл его изготовления не более нескольких месяцев), или части корпуса в виде каких-либо объемных блоков. Например, в носовом районе блок 5, в среднем районе блоки 3 и 4, в кормовом районе 1 и 2 и надстройке блоки 6, 7 и 8 и т. п. (рис. 4.6).


Рис. 4.6. Пример разбивки корпуса на объемные блоки

Дальнейшее расширение применения метода бригадного подряда потребует перестройки деятельности планово-производственных и диспетчерских служб предприятия и цехов по обеспечению подрядных бригад материалами, узлами, секциями, изделиями машиностроения, всеми видами энергетических ресурсов. Одним из целесообразных вариантов может быть создание специализированного цеха по изготовлению корпусов (включая изготовление секций, блоков и стапельную сборку), все бригады которого работают по методу бригадного подряда.

Однако следует иметь в виду, что дальнейшее расширение бригадного подряда и введение его во всех цехах завода нецелесообразно из-за сложности организации производственного процесса на основе укрупненных планово-учетных единиц (объем подряда). Разработка и внедрение такой системы обеспечения бригадного труда возможны только на основе более мелких планово-учетных единиц - бригадокомплектов, позволяющих осуществлять ежемесячное оперативно-производственное планирование и учет.