Воспитание молодежи

Особого внимания требует воспитательная работа с молодыми членами бригад. Рабочая молодежь отличается от рабочих старшего поколения отсутствием производственного опыта, более высоким уровнем образования в момент вступления в трудовую жизнь, физическим здоровьем и выносливостью, большей подвижностью в изменении профессии, особой заинтересованностью в ее перспективности.

Современные молодые рабочие могут опираться на значительно большую материальную поддержку родителей, чем та, на которую в их возрасте могли рассчитывать люди старшего поколения. Следствием высокого уровня образования рабочей молодежи является ее требовательность к содержанию и условиям труда, отношениям с администрацией.

Самым сложным для молодых рабочих является период освоения в трудовом коллективе (адаптация). Молодые люди приходят на завод из учебных заведений, где они были объектом постоянного внимания учителей и родителей. В коллективе, решающем производственные задачи, вчерашним учащимся уже не уделяется такого внимания со стороны старших. В этот переломный момент биографии ослабевают старые дружеские связи, новые же еще не успели сложиться. К тому же новичок, как правило, чувствует себя еще неуверенно в профессии, не справляется с нормами, часто его подлинная квалификация оказывается ниже разряда, присвоенного при окончании профессионального училища. Все это требует повышенного внимания к молодежи, вступающей в самостоятельную трудовую жизнь. На такое внимание новички отвечают заинтересованностью в делах бригады, цеха, предприятия в целом, быстро осознают свою связь с коллективом.

Совершенно недопустимо ставить молодых рабочих в заведомо худшие условия: поручать работу, требующую частой переналадки станка, поисков инструмента, выделять им изношенное оборудование. Естественно, молодежь воспринимает такое отношение как несправедливость.

Вся система моральных и материальных стимулов должна поощрять стремление к росту квалификации в избранной профессии. Это важно и для повышения качества работы, и для развития личности самого рабочего. Только тогда, когда положение работника в коллективе и отношение к нему руководителей и товарищей определяются не возрастом, а мастерством и отношением к делу, создается стремление к росту квалификации, к приобретению новых знаний и умений. В этом случае предотвращается опасность застоя и деградации личности. Такая опасность может возникнуть там, где малоквалифицированный работник оплачивается выше, чем опытный умелый работник, где у молодежи (в возрасте 22-23 лет) создается впечатление, что она достигла потолка и учиться больше нечему и незачем.

На многих предприятиях сложились торжественные ритуалы, знаменующие начало трудовой биографии нового пополнения рабочего класса. В торжественной обстановке при участии ветеранов и руководителей предприятия проводится посвящение в рабочие, организуется коллективное посещение музея трудовой славы завода. Торжественно отмечаются также первая зарплата и совершеннолетие, проводы на службу в Советской Армии.