Профессиональные знания, умения, навыки

Профессиональная подготовка и повышение профессионального мастерства включают приобретение знаний, умений и навыков. Одновременно развиваются склонности личности, мотивы труда, уровень притязаний, самооценка.

Профессиональные знания - это сведения, необходимые для трудовой деятельности. Во время обучения в ПТУ или учебном комбинате будущие рабочие получают большой объем информации, но, как правило, они еще не могут эффективно использовать эти знания на практике. Одна из причин заключается в том, что методика преподавания рассчитана не столько на практическое применение знаний, сколько на пассивное запоминание и повторение пройденного на экзамене. Это, в основном, знания-знакомства и знания-копии. Поэтому необходимо добиваться того, чтобы молодые рабочие, продолжая обучение уже непосредственно на рабочем месте, усвоили важнейшие правила, которые позволили бы им по некоторым основным признакам определять, какой именно прием должен быть использован в данной ситуации.

Умение - это готовность и способность выполнить действие для решения поставленной задачи, использовать необходимые приемы, ориентироваться в рабочей обстановке. Умения развиваются на основе знаний. В процессе выработки умения обучаемый переходит к самостоятельной и организованной работе.

Навык - это закрепленное умение, автоматизированное в результате многократного повторения; выполнение приемов без видимого участия сознания. Навыки разгружают сознание от необходимости регулировать элементарные действия, освобождая его для решения более сложных задач.

Навык вырабатывается многократными упражнениями с постепенным усложнением условий выполнения и повышением требований к точности и быстроте. Успешной выработке навыков способствуют:
полнота и определенность инструкции (она должна содержать все необходимые сведения и не допускать различного толкования понятий);
понимание обучающимися цели упражнения;
реальное достижение в результате упражнения поставленной цели; своевременные объективные оценки результатов упражнений, возможность самоконтроля и самооценки для сознательного регулирования и усовершенствования заучиваемых действий (обратная связь);
заинтересованность обучающихся в преодолении ошибок, закреплении полученного успеха;
внесение разнообразия в упражнения для поддержания интереса и активности учащихся;
постепенное усложнение упражнений (повышение скорости и точности, введение факторов, требующих распределения внимания);
правильное распределение упражнений во времени; необходимы перерывы, во время которых человек может оценить свои действия, чтобы внести в них коррективы (однако слишком большие перерывы отрицательно сказываются на приобретении навыка).

Серьезные проблемы возникают в том случае, когда в результате технических нововведений или каких-либо других причин возникает необходимость в смене навыков (например, когда на новом станке кнопка „Пуск" расположена там, где у старого находилась кнопка „Стоп"). Поэтому при конструировании новой техники и организации рабочих мест следует учитывать уже существующие навыки и без крайней необходимости не делать кардинальных изменений.