Морские термины
Аутригер — поплавок, крепящийся поперечными балками к корпусу парусного судна типа проа с подветренной стороны, или балансир-противовес, устанавливаемый таким же образом с наветренной стороны, служащие для обеспечения остойчивости и откренивания.
Ахтерштаг — трос стоячего такелажа, раскрепляющий мачту в продольном направлении с кормы.
Ахтерштевень — деталь конструкции судна с остроконечной (вельботной) кормой, на которой соединяются концы поясьев обшивки корпуса.
Бакштаг—1. Курс парусного судна, при котором ветер дует с кормы под углом 15—85° к ДП. — 2. Трос стоячего такелажа, раскрепляющая мачту с кормы под углом к ДП.
Баллер — ось руля, к которой крепятся перо руля и румпель.
Банка — поперечная доска, служащая подкреплением корпуса лодки, а также сиденьем.
Батокс — линии на проекции «бок» теоретического чертежа, получаемые сечением корпуса судна вертикальными плоскостями, параллельными ДП.
Бейдевинд — курс парусного судна, при котором ветер дует с носа под углом от 30° (крутой Б.) до 80° (полный Б.).
Бизань — парус на кормовой мачте (бизань-мачте).
Бимс — поперечная горизонтальная связь набора корпуса судна, служащая для поддержания настила палубы и воспринимающая поперечные нагрузки, сжимающие корпус с бортов.
Боут — упрочняющая парус накладка, пришиваемая в его углах.
Брасы — снасти, прикрепляемые к нокам реев и служащие для поворачивания прямого паруса в горизонтальной плоскости.
Брештук — треугольная горизонтальная кница, соединяющая в носу лодки привальные брусья и стрингера с форштевнем.
Брифок — прямой вспомогательный парус, устанавливаемый при попутном ветре на моторных и гребных судах.
Брюканец — кусок парусины, которым обвязывается мачта у пяртнерса для предотвращения проникновения воды в рубку.
Булинь — снасть для обтягивания задней шкаторины косого паруса либо наветренной боковой шкаторины прямого паруса.
Бушприт — выступающий с носа парусного судна горизонтальный или наклонный брус, служащий для вынесения вперед носовых парусов.
Ванта — снасть стоячего такелажа, которой мачта раскрепляется с бортов.
Вант-путенс — детали, посредством которых ванты крепятся к бортам или палубе.
Ватерлиния — проекция сечения корпуса судна горизонтальной плоскостью. Конструктивная В. задается поверхностью воды при расчетной нагрузке судна.
Виндсерфер — см. Парусная доска.
Галс.— 1. Положение парусного судна относительно ветра (правый галс — ветер дует в правый борт, левый галс — в левый). — 2. Оттяжка галсового угла паруса. — 3. Путь, проходимый парусным судном между поворотами при лавировке. Короткий галс с целью выйти на ветер или обойти препятствие называется контргалсом.
Галфвинд — курс парусного судна, при котором ветер дует под углом, примерно, 90° к его ДП.
Гафель — наклонное древко рангоута, поднимаемое вверх по мачте и служащее для крепления верхней шкаторины паруса.
Гик — рангоутное дерево, шарнирно крепящееся пяткой к мачте; служит для крепления нижней шкаторины косого паруса.
Горб паруса — задняя часть полотнища косого паруса, выступающая за линию между фаловым и шкотовым углами.
Грот — при косом вооружении парус, ставящийся передней шкаториной на грот-мачте.
Грота-фал — снасть бегучего такелажа, служащая для подъема грота.
Диаметральная плоскость (ДП) — продольная вертикальная плоскость, делящая корпус судна на две симметричные части.
Дирик-фал — снасть бегучего такелажа, при помощи которой поднимается и удерживается в нужном положении гафель.
Дифферент — угол продольного наклонения судна.
Дрейф — снос судна под влиянием ветра и течения.
Закладка — 1. При постройке малого судна — основной узел, собранный из киля, форштевня и ахтерштевня. — 2. Вытачка на парусе с целью придания ему требующейся формы (величины и расположения пуза).
Заход ветра — изменение направления ветра в сторону, противоположную курсу судна.
Каболка — нить, из которой свивается прядь троса.
Карленгс — продольная подпалубная балка, обеспечивающая вместе с бимсами жесткость палубы.
Катамаран — судно, состоящее из двух одинаковых корпусов, соединенных поперечной связью — мостиком.
Киль — основной продольный брус набора корпуса судна, устанавливаемый в ДП от форштевня до ахтерштевня или транца.
Киль плавниковый — вертикальная пластина, устанавливаемая под днищем в ДП для уменьшения дрейфа парусного судна под ветер.
Кили скуловые — разновидность плавникового киля; устанавливаются попарно на скулах; обеспечивают меньшую осадку, чем плавниковый, но уступают ему по эффективности.
Кильсон — продольная балка набора корпуса судна, которая устанавливается поверх шпангоутов и соединяется с килем сквозными болтами.
Кница — деталь набора, служащая для соединения связей корпуса.
Коуш — металлический ободок с желобом овальной, треугольной или круглой формы, который заделывается в огон для предохранения троса от перетирания.
Краспица — распорка, устанавливаемая между мачтой и ромбовантами.
Кренгельс — кольцо, свитое из прядей тонкого троса и заделанное в шкаторину паруса для крепления снастей — шкота, галса и т. д.
Лавировка — движение под парусами против ветра по ломаной линии галсами.
Левентик — нерабочее положение парусов, когда судно стоит против ветра.
Лик — кромка паруса.
Ликпаз — выемка в мачте или гике, в которую заводится шкаторина паруса с ликтросом.
Ликтрос — трос, пришитый к шкаторине (лику) паруса.
Малка — заданный теоретическим чертежом корпуса судна угол между плоскостью обшивки и примыкающей к ней поверхностью детали набора.
Мидель-шпангоут — поперечное сечение корпуса судна вертикальной плоскостью в средней части или в наиболее широком месте.
Набор судна — образующие скелет судна продольные и поперечные связи, задающие форму его корпуса, обеспечивающие прочность и жесткость конструкции.
Нок — внешний конец горизонтального или наклонного рангоутного дерева (гика, гафеля).
Обух — болт с кольцом.
Огон — петля, заплетаемая на снасти.
Основная линия (ОЛ) — линия теоретического чертежа судна, проходящая через нижнюю точку киля параллельно плоскости ватерлинии; от ОЛ отсчитываются высоты всех остальных линий теоретического чертежа.
Остойчивость — способность судна возвращаться в начальное положение — на ровный киль или с постоянным креном после прекращения действия внешних сил.
Пайол — съемный деревянный настил.
Парусная доска — спортивный снаряд для плавания под парусом, со» стоящий из плоского поплавка (доски) с шарнирно крепящейся к нему мачтой; стоя на доске и держась за гик — уишбом, спортсмен управляет П. Д. перемещением мачты с парусом и центра тяжести собственного тела.
Пиллерс — вертикальная стойка, поддерживающая бимс.
Плаз — ровная площадка (пол или щит), на которой вычерчивается в натуральную величину теоретический чертеж судна или размечаются паруса.
Плазовые ординаты — представляемые в табличной форме размеры, характеризующие положение (расстояние от ДП и ОЛ) точек пересечения Продольных линий теоретического чертежа со шпангоутами.
Планширь — доска или брус, накрывающие кромку борта беспалубной лодки или верхнюю кромку фальшборта.
Подлегарс — проходящая вдоль борта лодки связь, на которую опираются банки.
Привальный брус — прочный брус, устанавливаемый вдоль борта снаружи для защиты обшивки от ударов или (на лодках) внутри корпуса по верхним концам шпангоутов для усиления набора.
Проа — парусное судно, остойчивость которого обеспечивается аутригером.
Пузо паруса — выпуклость парусного полотнища, форма которой характеризуется отношением стрелки прогиба к хорде.
Пяртнерс — отверстие в палубе, банке, через которое проходит мачта.
Раксы — металлические кольца, которыми шкаторина паруса крепится к штагу.
Рангоут — общее название мачт, гиков, реев и прочих дерев на судне..
Резенкиль — брус, который ставится на киль внутри судна; к Р. крепятся флоры.
Реек — рангоутное дерево для растягивания паруса за углы.
Рей — рангоутное дерево, подвешиваемое за середину к мачте для растягивания шкаторины прямого паруса.
Риф-бант — полоса ткани, нашиваемая на парус параллельно нижней шкаторине для увеличения прочности полотнища в месте, где оно подвязывается к гику при взятии рифов.
Рифы взять — уменьшить площадь паруса при усилении ветра, подвязывая или накручивая на гик его нижнюю часть.
Риф-сезни — кончики, с помощью которых парус пришнуровывается к гику при взятии рифов.
Риф-штерты — короткие завязки для подвязывания нижней части паруса к гику при взятии рифов.
Румпель — рычаг, с помощью которого поворачивают руль.
Рыскать — отклоняться от курса из-за неквалифицированного управления или плохой устойчивости судна.
Стопор — устройство для удерживания выбранного втугую троса, например, шкота.
Стрингер — деталь продольного набора, брус, устанавливаемый вдоль бортов и днища. На скуле ставится скуловой С.
Такелаж бегучий — подвижные снасти парусного вооружения.
Такелаж стоячий — тросы, которыми раскрепляется рангоут.
Талреп — приспособление для обтягивания стоячего такелажа. Применяются главным образом винтовые Т. На парусных лодках и байдарках в качестве Т. используют проведенный в. несколько лопарей трос.
Теоретический чертеж — проекции сечений корпуса судна в трех взаимно перпендикулярных плоскостях, задающие его форму. В совокупности с таблицей плазовых ординат служит основой для разметки деталей корпуса и обшивки.
Топ — верхняя часть мачты.
Топенант — снасть бегучего такелажа, служащая для поддержания но-ков гиков, рей и т. п.
Топтимберс — бортовая часть шпангоута, составленного из отдельных частей — футоксов.
Трамплин — мягкая палуба гоночных и легких туристских катамаранов, натягиваемая из ткани между балками поперечного мостика.
Транец — плоская кормовая оконечность корпуса судна.
Тримаран — судно, состоящее из среднего (главного) корпуса и прикрепленных к нему поперечными балками боковых поплавков, служащих для обеспечения остойчивости и уменьшения крена.
Увалить под ветер — изменить курс парусного судна на более полный.
Управляемость — быстрота реакции судна на перекладку руля.
Устойчивость на курсе — свойство судна сохранять направление своего движения.
Уишбом — гик в виде двух дуг, охватывающих парус. Получил распространение на парусных досках.
Фал — снасть бегучего такелажа для подъема парусов или реев.
Фалинь — привязанный в носу или на корме лодки трос для швартовки я буксировки.
Фаловая дощечка — жесткая пластина (обычно из фанеры), прикрепляемая в фаловом углу паруса для повышения его жесткости и прочности.
Фаловый угол паруса — верхний угол паруса, за который его поднимают фалом.
Фальшборт — рейка или металлический профиль, поставленный ребром вдоль края палубы для предохранения людей от соскальзывания за борт.
Фальшкиль — продольный брус, крепящийся снаружи корпуса к килю. На яхтах Ф. имеет значительную высоту и служит для противодействия дрейфу.
Фальшов — складка на парусе для упрочения полотнища.
Флор — поперечная связь днищевого набора, соединяющая части шпангоутной рамки и служащая для ее крепления к килю.
Флортимберс — днищевая часть составного шпангоута.
Фордевинд — курс парусного судна прямо по ветру.
Форпик — носовой отсек, выделенный таранной переборкой.
Форшпигель — носовой транец; применяется главным образом на небольших швертботах.
Форштевень — наклонный или криволинейный брус, образующий носовую оконечность судна; на Ф. крепятся носовые концы поясьев обшивки.
Футшток — шест с делениями для измерения небольших глубин.
Ходовой конец (лопарь) — конец снасти, за который ее выбирают.
Швартов — трос, используемый для швартовки.
Шверт — подъемный киль; различают кинжальные Ш., опускаемые вертикально, и откидные, вращающиеся на оси.
Швертбот — парусная лодка со швертом.
Швертовый колодец — устройство, в котором размещается шверт.
Швертталь — проведенный в несколько лопарей трос для подъема шверта.
Шверцы — шверты, навешиваемые с бортов.
Шкаторина — кромка паруса.
Шквал — внезапный сильный порыв ветра.
Шкот —1. Снасть бегучего такелажа, крепящаяся к ноку гика или рея и служащая для управления парусом. — 2. Снасть, ввязываемая в шкотовый угол косого паруса для растягивания его по гику.
Шкотовый угол — нижний задний угол паруса.
Шпангоут — деталь поперечного набора судна; на теоретическом чертеже — проекции поперечного сечения корпуса вертикальными плоскостями.
Шпринтов — реек, распирающий четырехугольный парус по диагонали.
Штаг — снасть стоячего такелажа, поддерживающая мачту спереди.
Штуртрос — гибкий трос, передающий усилие от органа управления на румпель или сектор на баллере руля.
Ял — мореходная гребно-парусная корабельная шлюпка; по числу весел называются «двойками», «четверками», «шестерками».
Яхта — в широком смысле — моторное или парусное судно для туризма; более узко — парусное судно для спорта или туризма, имеющее балластный фальшкиль.