Лодки для паруса

Плавать под парусом лучше всего на специально сделанной для этого лодке. Ниже представлено несколько типов парусных лодок, которые благодаря малым размерам и несложной конструкции вполне доступны для любительской постройки. Где на них плавать, каждый волен решать по своему усмотрению. Один из пионеров парусного туризма М. В. Казаринов писал: «...нельзя не сказать несколько слов о Чудском озере, незаслуженно забытом ленинградскими и псковским» спортсменами-парусниками. Этот водоем как будто специально» создан для туристских плаваний на небольших швертботах. От острова Перисаре до северного берега примерно 40 миль, а расстояние между эстонским городом Мустве на западном берегу и древним русским городом Гдовом на восточном — около 20 миль, так что плавать есть где. Вплотную к берегу подходит сосновый лес. В случае непогоды всегда можно укрыться от ветра и волны в камышах, устьях речек» *.

М. В. Казаринов плавал еще в 60-е годы по Чудскому озеру один или с внуками на построенном своими руками 3,5-метровом швертботе «Рикики», прототипом которого послужил выпускающийся Таллинской экспериментальной верфью спортивного судостроения швертбот «Турист».

Рис. 52. Швертбот «Турист» под парусом
боковой вид швертбота «Турист»
Рис. 53. Боковой вид швертбота «Турист»:
1 — гик; 2 — латы; 3 — гафель; 4 — грота-фал. δ=6; 6 — оковка топа мачты; 6 — оковка гафеля; 7 — сорлинь; 8 — бугель гика, оцинкованная сталь; 5 — форштаг, δ=6; 10 — скобы для подъема швертбота:

«Турист» (рис. 52, 53) можно с полным основанием отнести к парусно-моторно-весельным судам, так как его конструкция предусматривает возможность использовать все три вида движения по воде, хотя предпочтение отдается парусу. Транец швертбота усилен с расчетом на установку 5-сильного подвесного мотора. Для весел предусмотрены уключины.

Основные характеристики швертбота «Турист»
Длина, м 3,5
Ширина, м 1,32
Осадка без шверта, м 0,2
со швертом, м 0,7
Площадь паруса, м2 4,8
Масса корпуса, кг 65,0
Масса швертбота с полным вооружением, кг 85,0

По мореходным качествам швертбот больше всего подходит для плавания по внутренним водоемам, но на нем можно выходить и в прибрежную морскую зону.

Швертбот проектировался для заводской постройки, поэтому он имеет довольно сложную конструкцию (рис. 54) с большим количеством деталей набора. Любители могут вносить в проект «Туриста» изменения. Так, уже упомянутый швертбот «Рикики» вооружен не гафельными парусами, а бермудскими, увеличено запалубленное пространство. Чтобы высвободить место в кокпите строитель заменил откидывающийся шверт кинжальным, однако замена, по его собственному признанию, оказалась неоправданной — проходимость лодки при плавании у каменистых берегов Чудского озера ухудшилась.

конструктивный чертеж швертбота «Турист»
Рис. 54. Конструктивный чертеж швертбота «Турист»:
1 — петли для навески руля; 2 — транец δ=30; 3 — буртик 12X15; 4 — кница δ=40; 5 — наружная часть киля 20X40; 6 — карленгс 22X40; 7 — киль 80X24; 8 — скуловой стрингер 22X30; 9 — флоры 22X75; 10 — топтимберс 22X30; 11 — упор банки 45X45; 12 — торцевые стойки швертового колодца 15X50; 13 — банка 1260X200X20; 14 — основание швертового колодца 24X40; 15 — накладка швертового колодца; 16 — ось шверта, болт; 17 — бимсы и полубимсы 22X30; 18 — степс 35X90X320; 19 — пяртнерс 25X130; 20 — кница δ=40; 21 — оковка форштевня; 22 — форштевень; 23 — окантовка пяртнерса δ=6; 24 — комингс кокпита 12X25; 25 — скобы для подъема швертбота; 26 — гнездо уключины; 27 — «утка»; 28 — подпалубная кница δ=20; 29 — привальный брус 22X30; 30 — обвязка транца 22X30; 31 — кница δ=6; 32 — вертикальная кница δ=6; 33 — скуловая накладка 12X25; 34 — планка банки 20X20
* Журн. «Катера и яхты», 1965, № 5.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14