В помощь мотору и веслам

Применение теории аэродинамического крыла позволило не только создать новые конструкции парусного вооружения, но и заново оценить эффективность и возможности применения всех ранее известных.

Прямой парус — одно из древнейших изобретений, по свидетельствам историков, он был установлен на корабле Одиссея. Конструкция прямого паруса проста — полотнище прямоугольной формы крепится верхней шкаториной к поднимаемому на мачту горизонтальному рею. Управляется он, правда, довольно сложно — с помощью четырех снастей, ввязанных по его углам.

Прямые паруса успешно несли службу на трансокеанских линиях; вооруженные ими транспортные суда долгое время составляли здесь конкуренцию пароходам. Эффективность их, однако, по современным понятиям, ниже чем у парусного вооружения любого другого типа. Тяга прямых парусов создается исключительно силой лобового сопротивления воздушному потоку, поэтому их аэродинамическое качество всегда значительно меньше единицы. Использоваться они могут только на попутных курсах и вовсе непригодны для плавания при боковом ветре, а тем более в лавировку.

Косые паруса, появившиеся много позже прямых, решили проблему плавания в районах, где нельзя рассчитывать на постоянные попутные ветра. Особым вниманием они пользовались у рыбаков, немало сделавших для распространения и совершенствования этого типа парусного вооружения. Представление о косых парусах, поднимавшихся на рыбацких лодках в старину, можно получить на примере астраханской бударки (рис. 9), которая и поныне используется на нижней Волге и северном Каспии. Как при прямом вооружении, верхняя шкаторина паруса на бударке крепится к рею, а остальные остаются свободными. Существенное же отличие в том, что передняя короткая шкаторина туго притянута к рыму в носовой части лодки. Благодаря этому парус сохраняет форму при обтекании его ветром под углом до 70°, а управляется он с помощью единственной снасти — шкота, ввязанной в нижний задний (шкотовый) угол.

корабль одиссея
Рис. 8. Прямое вооружение корабля Одиссея
астраханская бударка
Рис. 9. Астраханская бударка

Очевидно, что парусное вооружение бударки не обладает высокой эффективностью. Широкий малого удлинения парус не обеспечивает создания значительной подъемной силы, а перетекание воздушного потока через верхнюю и нижнюю шкаторины увеличивает его сопротивление. Для полноценной лавировки, когда, меняя галсы, можно продвигаться против ветра, такое вооружение не годится. Для этой цели не рассчитан и корпус бударки: малого заглубления киль не способен создать боковую силу, в достаточной мере противодействующую дрейфу на острых к ветру курсах.

Более эффективные современные типы косого парусного вооружения показаны на рис. 10. Наиболее простое из них — шпринтовое (см. рис. 10, а) — может быть изготовлено даже в пути из подручных предметов: весла в качестве мачты, шеста для распорки (шпринта) и любого квадратного полотнища подходящих размеров. Такое, только более совершенное вооружение применяется на швертботах «Оптимист», его использовал для своего подвесного паруса А. Катайнен. Специфическая особенность шпринтового паруса, сделавшая его особенно привлекательным для использования на швертботах детского класса, заключается в возможности быстро уменьшить площадь полотнища почти вдвое: для этого достаточно убрать шпринт.

виды косого парусного вооружения
Рис. 10. Виды косого парусного вооружения: а — шпринтовое; б — рейковое; в — гафельное; г — бермудское

Рейковое вооружение (см. рис. 10, б) можно рассматривать как вариант косого рыбацкого паруса, у которого нижняя шкаторина раскреплена гиком. Незначительное на первый взгляд усовершенствование дало ощутимый результат. За счет возросшего удлинения повысилось аэродинамическое качество паруса, а следовательно, и эффективность его работы на острых курсах, упростились операции при смене галсов.

У гафельного вооружения (см. рис. 10, в) основной парус — грот, раскрепленный нижней шкаториной на гике, а верхней — на упирающемся в мачту гафеле, дополняется обычно носовым трехугольным парусом — стакселем, поднимаемым на штаге. Этот тип вооружения быстроходных гоночных судов был основным до тех пор, пока на смену ему не пришли еще более эффективные бермудские паруса (см. рис. 10, г).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18