Чудо-пила

Страницы: 1 2 3

Алмазная пила отличается высокой производительностью, недосягаемой для других, неалмазных пил. Так, при распиловке гранита и известняка она составляет 2000, мрамора 1400, лабрадорита 200—400, шамота 700 кубических сантиметров в минуту. Что касается стоимости распиловки, то и здесь алмазная пила не знает равных себе по дешевизне. Например, стоимость распиловки одного квадратного метра (в рублях) такого труднообрабатываемого материала, как стеклопластик, обходится при использовании:
Инструментов из быстрорежущей стали ... 40
Твердосплавного инструмента ....... 6
Алмазной пилы..............1

Для тяжелых работ по камню применяют баровые (наподобие режущих органов врубовых машин), канатные, ленточные, штрипсовые и дисковые пилы, армированные режущими пластинками или сегментами, изготовленными на основе порошков синтетических алмазов. В последние годы в связи с широким размахом дорожного и аэродромного строительства понадобились огромные дисковые пилы для прорезания температурных швов в бетонных плитах дорог и взлетно-посадочных полос аэродромов. Здесь на каждый километр бетонного покрытия надо нарезать до тысячи погонных метров швов. Для этого созданы специальные самоходные тележки со смонтированными на них алмазными дисковыми пилами (до 4 метров в поперечнике!). Одной пилой можно прорезать 130—150 метров швов в затвердевшем бетоне, глубиной 60 миллиметров. Стойкость алмазных пил на этих работах в 100 раз превосходит стойкость твердосплавных пил.

На ленинградском заводе «Русские самоцветы» алмазными пилами распиливают рубин, яшму, агат, александрит, сапфир, хрусталь и алмазы.

Проник синтетический алмаз и в железнодорожное дело. С ростом скоростей движения поездов деревянные шпалы перестали удовлетворять новым техническим условиям безопасности движения. Вместо них появились струнобетонные. После формования концы таких шпал необходимо аккуратно обрезать. При резке старым способом (корундовым кругом) одного круга едва хватало на обрезку пяти шпал. На смену корунду пришел синтетический алмаз в виде отрезного диска, армированного порошком этого кристалла. И вот результаты: одним алмазным, инструментом обрезают 900 шпал. И на это расходуется менее одного карата синтетических алмазов.

Благодаря железобетонным шпалам удалось устранить частые стыки рельсов. Теперь их сваривают, укладывая длинными (до 800—1000 метров) плетями. Из-за этого путь стал гладким, или как говорят транспортники, «бархатным». Скорость поездов на таком пути резко возросла и уже достигла 200 километров в час.

Алмаз в данном случае не только способствует техническому перевооружению железных дорог, но и выступает в роли спасителя многих тысяч гектаров лесов, вырубавшихся ранее для изготовления деревянных шпал.