Самоходные бурильно-крановые машины

В разделе приведены общие сведения о самоходных бурильно-крановых и бурильных машинах. Описаны конструкции бурильно-крановых (БМ-202, БМ-205, БМ-302А, БМ-305, БКМ-2,5/2 и БКМ-2/1,25, БМ-802С) и бурильных (МРК-690А и МРК-750Т) машин: бурильный инструмент, силовое гидравлическое оборудование, система и аппаратура управления, кинематические и гидравлические схемы. Изложены вопросы эксплуатации, технического обслуживания и ремонта.
Учебное пособие предназначено для средних профессионально-технических училищ, а также может быть использовано при профессиональном обучении рабочих на производстве.

Основными направлениями экономического и социального развития СССР на 1981—1985 годы и на период до 1990 года и Продовольственной программой СССР на период до 1990 года намечено дальнейшее увеличение объемов промышленного, энергетического, сельскохозяйственного, мелиоративного и транспортного строительства. Предусматривается значительное увеличение масштабов создания, освоения и внедрения в производство новой высокоэффективной техники, обеспечивающей рост производительности труда, снижение материалоемкости и энергоемкости во всех отраслях народного хозяйства. Для осуществления строительства опор линий электропередач и связи, нефтегазопроводов и мостов, ограждений и дорожных знаков, свайных оснований промышленных, гражданских и других сооружений из года в год увеличивается производство бурильной техники.
В десятой пятилетке были модернизированы почти все бурильно-крановые машины. Увеличена единичная мощность базовых машин, усовершенствованы системы привода бурильного инструмента. Значительно повышена комфортность машин, облегчено их обслуживание. Почти в два раза увеличена их долговечность. Дальнейшее развитие получил гидравлический привод, применение которого значительно облегчает работу и повышает производительность труда машинистов.
В одиннадцатой пятилетке намечается дальнейшее увеличение единичных мощностей, расширение применения гидропривода повышенного давления (более 10 МПа); увеличение параметров машин как по глубине, так и по диаметру бурения. К концу пятилетки должны быть созданы и освоены промышленностью машины с глубиной бурения 15, 20 и 30 м и диаметром до 2 м.


Масштабы промышленного и гражданского строительства в нашей стране, определяемые Основными направлениями экономического и социального развития СССР на 1981—1985 годы и на период до 1990 года, требуют значительного повышения технического уровня средств механизации строительных и монтажных работ.
В системе машин для производства этих работ важную роль играют самоходные бурильно-крановые и бурильные строительные машины, используемые при возведении линий электропередач и связи, свайном строительстве, дорожном обустройстве, при выполнении земляных работ вспомогательного характера.
Промышленность ежегодно выпускает свыше трех тысяч самоходных строительных бурильно-крановых и бурильных машин. Бурильно-крановые машины БМ-202, БМ-205, БМ-302А, БМ-305 с унифицированным бурильно-крановым оборудованием предназначены для бурения скважин глубиной 2 и 3 м и установки в них опор и столбов; БМ-802С — для бурения скважин глубиной до 8 м в вечномерзлых грунтах и установки в них свай; БКМ-2,5/2 и БКМ-2/1,25—для сельского электросетевого строительства. Бурильные машины МРК-690А и МРК-750Т используют при сооружении опор линий высоковольтных ЛЭП.
Кроме указанных выше машин пока еще в эксплуатации находится большое число снятых в настоящее время с производства бурильно-крановых машин (БКГМ-66-3 и БКГО-67, бурильные машины МРК-4Т), которые в данном учебнике не описаны.
Ведется постоянная работа по дальнейшему совершенствованию серийно выпускаемых машин, повышению их технико-экономических показателей, улучшению условий труда машинистов: повышается надежность их сборочных единиц (узлов) и деталей, совершенствуется управление машиной и улучшаются условия проведения технического обслуживания и ремонта, расширяется область применения машины за счет оснащения их дополнительным оборудованием.
Для снижения трудоемкости изготовления, сокращения номенклатуры запасных частей и упрощения эксплуатации и ремонта широко применяют унификацию узлов и деталей.
Важнейшим условием повышения эффективности применения самоходных бурильно-крановых и строительных бурильных машин является повышение уровня профессиональных знаний машинистов.
Литература
Петров И. В. Ремонт строительных машин на строительной площадке. — М.: Высшая школа, 1979.
Раннев А. В. Двигатели внутреннего сгорания строительных и дорожных машин. — М.: Высшая школа, 1981.


Бурильные машины