Контроль состояния деталей и сборочных единиц

Страницы: 1 2

Процесс изнашивания, происходящий постепенно и являющийся следствием длительного воздействия различных факторов при соблюдении всех необходимых правил обслуживания машины, называется естественным износом.

Процесс изнашивания, протекающий бурно и являющийся результатом некачественного обслуживания, дефектов производства, а также нарушения посадок, что резко изменяет режим смазывания, называется аварийным. Результат аварийного изнашивания называется аварийным износом.

Наступление предельного износа детали определяется на основании следующих основных признаков: полное использование термически обработанного слоя; невозможность применения детали по конструктивным соображениям; уменьшение конструктивной прочности; резкий рост сопротивлений при работе; сокращение межремонтных сроков ниже расчетных.

Основные признаки, по которым бракуют деталь, следующие: искажение формы поверхности рабочих органов, кулачковых валов двигателей, эксцентриков, коленчатых валов; изменение зазора в сопряжении подшипников скольжения, плунжерных пар, уплотнений валов и подшипников передач; изменение расчетного размера в зубчатых передачах, шлицах, стальных канатах, цепях, фрикционных передачах; изменение микро- и макрорельефа в скоростных зубчатых передачах, подшипниках качения, клапанах, тормозных поверхностях барабанов.

Детали рабочих органов СБМ и СБКМ подвергаются абразивному изнашиванию, скорость которого колеблется в широких пределах— от 5 до 2000 мкм/ч.

Стальные канаты подвергаются воздействию усталостных явлений, абразивному износу, пластическим деформациям и контактному схватыванию. Предельный износ стальных канатов наступает при утрате или равномерности свивки, обнажении сердечника, обрыве целой пряди, при определенном числе оборванных проволочек на одном шаге свивки (в зависимости от конструкции каната от 6 до 40), при износе и коррозии более чем 40% проволочек.

Зубчатые колеса. Скорость их изнашивания в среднем от 0,1 до 1,5 мкм/ч. Изнашивание зубчатых колес в зависимости от величины действующих нагрузок, наличия абразивных частиц и других факторов бывает абразивным, усталостным или изнашиванием при заедании.

Предельный износ тихоходных зубчатых колес наступает при достижении ими износа порядка 30% по начальной окружности, быстроходных — 3... 10%. Для чугунных зубчатых колес эти цифры снижаются на 40%. Если на зубьях есть упрочненный слой, то предельный износ наступает после его срабатывания до толщины 0,2 ...0,25 см. При усталостном изнашивании предельный износ
наступает в случае его распространения более чем на 50% поверхности зубьев.

Сопряжение типа вал — втулка. Предельный износ сопряжений типа вал —втулка при подвижных посадках наступает после увеличения номинального зазора в два раза для ответственных соединений и в 3...4 раза для неответственных. При неподвижных посадках предельный износ наступает при уменьшении натяга ниже максимально допускаемого. Для шлицевых соединений 3-го класса точности допускается увеличение зазора до 15... 20 раз.

Подшипники. Предельный износ подшипников качения наступает при увеличении радиального зазора в 3...4 раза по сравнению с нормальным и достижении осевым люфтом 0,3 мм для подшипников диаметром до 1000 мм и 0,4 мм для подшипников большего диаметра.

Предельный износ подшипников скольжения допускается до 1... 3% диаметра вала. Скорость изнашивания подшипников скольжения зависит от условий нагружения и смазывания и лежит в диапазоне от 0,01 до 0,5 мкм/ч.

Скорость изнашивания валов ниже скорости изнашивания подшипников скольжения в 2...3 раза, что объясняется большей износостойкостью стали по сравнению с материалом подшипников, а также более равномерным износом шейки вала в связи с ее вращением.

Цепи. Предельно допускаемое увеличение шага цепей, определяемое в процентах от номинального размера шага, составляет 0,8% для втулочной конструкции при числе зубьев звездочки 140 и 7,6% —для зубчатой цепи при числе зубьев 25.

Фрикционные муфты и тормоза. Величина предельного износа фрикционных элементов зависит от их толщины и составляет 3...6 мм. Скорость изнашивания этих элементов в среднем от 25 до 125 мкм/ч и зависит как от качества материала, из которого они изготовлены, так и от режима работы.