Разборка бурильно-крановых машин

Успешное выполнение ремонта в значительной мере зависит от качества разборки машины.

Перед разборкой, а также в процессе разборки на сложные и ответственные сборочные единицы целесообразно составлять схемы и делать зарисовки. При разборке на нерабочие торцовые поверхности деталей наносят цифровые метки, облегчающие подбор деталей к сборке и самую сборку.

При разборке пользуются исправными инструментами и приспособлениями. Запрещается наносить удары молотком непосредственно по деталям: для этого применяют подставки или выколотки из дерева либо мягкого металла. Детали снимают аккуратно, без перекосов и повреждений, не применяя больших усилий. Если деталь не снимается, выясняют причину заедания и устраняют ее. При разборке длинных валов применяют несколько опор.

Детали каждого разбираемого узла укладывают в отдельные ящики, что облегчит последующую работу с ними. Ящики с деталями закрывают крышками. Крепежные детали (например, болты, шайбы) при полной разборке узла укладывают в специальный ящик, при частичной разборке — вставляют обратно в предназначенные для них отверстия. Крупные детали укладывают на подставки.

Обслуживающий персонал должен четко знать технологическую последовательность разборки машины на узлы и агрегаты, это сокращает время разборки и сохраняет детали.

В качестве примера рассмотрим технологический процесс разборки машины БМ-302А (рис. 111). На рисунке цифрами I—VIII обозначены операции, порядок выполнения которых обязателен, остальные работы выполняют согласно технологическому процессу, принятому в данных мастерских. Разбирают машину на специально отведенных площадках (постах).


Рис. 111. Пример разборки самоходной бурильно-крановой машины

Сливают топливо и масло, снимают приборы и провода электроосвещения и направляют их в электроремонтные мастерские; снимают топливные баки и топливопроводы базовой машины, масляный бак гидросистемы. Распасовывают канат лебедки и с помощью крана демонтируют гидроцилиндр подъема мачты и саму мачту. Разбирают узлы трансмиссии: снимают карданные валы, цилиндр фрикциона с тормозной колодкой, раздаточную коробку с барабаном лебедки и насосом, коробку отбора мощности, вращатель. Демонтируют узлы системы управления и пульт. Снимают гидродомкраты и опорную раму.

Сборочные единицы, которые по размерам не могут пройти через моечную машину (опорная рама, опорная труба мачты), направляют на пост, где их моют, а затем передают в сборочное отделение для ремонта и сборки.

Очищают (механическим, абразивным или химическим способом) и промывают детали и узлы. При механическом способе старую краску, ржавчину и отвердевшие наслоения масла снимают с деталей щетками, механизированными шарошками, роторными машинками и другими механизмами. Промывают детали в стационарных и передвижных моечных машинах сильной струей нагретой воды под определенным давлением. Большие детали и узлы промывают на стационарных машинах. На рабочих местах детали промываются в передвижных машинах (рис. 112), состоящих из тележки 1 с закрепленной ванной 9, в нижней части которой установлена сетка 10. Для промывки мелких деталей к боковой стенке ванны прикреплена полка 8. Ванну закрывают крышкой 7. К наклонным плоскостям днища ванны приварен патрубок 11, по которому загрязненная жидкость сливается в бачок 3 с перегородками 2, образующими в бачке отстойники. В бачок вмонтирован насос 4, который нагнетает по трубе 5 и бензостойкому шлангу 6 жидкость для промывки деталей.

передвижная моечная машина
Рис. 112. Передвижная моечная машина:
1 — тележка, 2 — перегородка, 3 — бачок, 4 — электронасос, 5 — труба, 6 — шланг, 7 — крышка, 8 — полка. 9 — ванна, 10 — сетка, 11— патрубок

Абразивный способ заключается в очистке деталей гидропескоструйными установками.

При химическом способе старую краску, смазку, наслоения масел и другие загрязнения удаляют специальной пастой или специальными растворами.

Резиновые детали промывают теплой водой с помощью щеток и ветоши, мыть их в растворах не допускается.

Многие узлы СБМ и СБКМ (например, подшипники качения, детали с прессовой посадкой) снимают с помощью приспособлений. Для снятия подшипников качения с вала или демонтажа тех подшипников, которые находятся в корпусе, для выпрессовки втулок или снятия со шпонок или шлицев шестерен применяют специальные приспособления — съемники. На рис. 113, а показан универсальный съемник, с помощью которого можно снимать большинство деталей с валом трансмиссий; специальные съемники предназначены для снятия какой-то определенной детали, например подшипников качения (рис. 113, б) или скольжения (рис. 113, в).

съемники для выпрессовки подшипников
Рис. 113. Универсальный (а) и специальные съемники для выпрессовки подшипников качения (б) и скольжения (в)