Резьбовые соединения

В резьбовых соединениях повышенные износы и повреждения возникают из-за недостаточной затяжки винтов и гаек, особенно в соединениях, воспринимающих во время работы большие или знакопеременные нагрузки. При совместном действии этих нагрузок болты и винты растягиваются, шаг резьбы и ее профиль нарушаются, гайки начинают «заедать». Все это приводит к поломке деталей соединения. Более интенсивно изнашиваются детали часто разбираемых и регулируемых соединений: резьба, грани головок болтов и гаек. Резьба разрушается также от чрезмерных затяжек гайки или винта.

Износ резьбовых соединений проявляется следующим образом: изменяется профиль резьбы по среднему диаметру — увеличивается зазор (наблюдается у винтов и часто отвертываемых крепежных болтов);
рабочие поверхности профиля резьбы сминаются по среднему диаметру под действием рабочих нагрузок;
стержень болта удлиняется в результате действия осевых нагрузок и усилий затяжки;
изменяется под действием осевых рабочих нагрузок шаг резьбы. Изношенные или поврежденные крепежные болты и винты не ремонтируют, а заменяют новыми.

Соединения, в которых оборван винт или шпилька, ремонтируют различными способами. Если винт или шпилька сломаны в глубине отверстия, то обломки извлекают. Для этого тонкий бородок или керн приставляют концом к верху обломка; постукивая молотком по бородку, которому придают наклон в направлении, противоположном направлению резьбы, вывинчивают обломок. Это делают, стараясь не повредить края резьбы.

Другой способ заключается в следующем. В обломке винта или шпильки высверливают отверстие диаметром меньше, чем диаметр резьбы, и забивают в него ребристый закаленный стержень; поворачивая стержень, удаляют обломок из гнезда. Детали значительного диаметра с изношенной наружной резьбой ремонтируют так: срезают старую резьбу, если это допускается по условиям прочности, или же на деталь насаживают втулку или бандаж с резьбой. Если удаляют старую резьбу, то новую обрабатывают до ближайшего размера по стандарту. Изношенную или сорванную резьбу в отверстиях, детали не восстанавливают. В этих случаях поступают одним из следующих способов:
отверстие просверливают на большую глубину (если это возможно), снова нарезают в нем резьбу; в углубленное отверстие вворачивают новый винт с удлиненной резьбовой частью;
отверстие рассверливают, нарезают новую резьбу большего диаметра и ставят новые винты с резьбой данного диаметра; отверстие для винта во второй соединяемой детали рассверливают.

При ремонте резьбовых соединений нередко изготовляют взамен старой новую шпильку с уступом и с резьбой двух диаметров: большего для завинчивания шпильки в одну из соединяемых деталей (назовем ее корпусом) и меньшего — для скрепления этой детали, со второй и стягивания их гайкой.