Шестеренные насосы
Рис. 43. Принцип действия шестеренного насоса: 1 — корпус, 2,3 — шестерни; I, II — всасывающая и напорная линии
Шестеренные насосы просты по конструкции, надежны в эксплуатации, имеют большую частоту вращения приводного вала и небольшие габариты и массу. В гидропередачах СБМ и СБКМ применяют шестеренные насосы мощностью до 17 кВт.
Принцип действия насоса состоит в следующем. Две одинаковые шестерни (рис. 43) находятся в зацеплении и располагаются в цилиндрических расточках корпуса 1 насоса с минимальным радиальным зазором. При вращении шестерен рабочая жидкость, находящаяся между зубьями и корпусом, вытесняется из всасывающей полости I в напорную II. В напорной полости II жидкость из впадин вытесняется зубьями противоположной шестерни и порциями поступает в напорную линию насоса. Число зубьев шестерен от 6 до 12.
Рис. 44. Шестеренный насос:
Рассмотрим устройство и принцип действия насоса НШ-32э (рис. 44), применяемого на машине БМ-802С. В алюминиевом корпусе 7 заключены ведущая 8 и ведомая .9 валы-шестерни, установленные в плавающих втулках 6. Корпус закрыт крышкой 5, прикрепляемой болтами 10. Втулки являются опорными подшипниками скольжения и одновременно выполняют роль упорных подшипников для торцов шестерен. Взаимное положение втулок фиксируется лысками и проволочными штифтами. При работе насоса втулки прижимаются к шестерням подачей рабочей жидкости под давлением в их торец независимо от износа их трущихся поверхностей и тем самым герметизируют напорную полость. Этим достигается высокий КПД насоса (0,94) и увеличивается срок его службы.
Во избежание перекосов втулок из-за неравномерной нагрузки со стороны всасывающей полости установлена разгрузочная пластина 11, обтянутая резиновыми кольцами. Утечки жидкости между валами шестерен и втулками поступают через отверстия 3 крышки 5 и отверстие ведомой шестерни 9 в полости, которые соединены с всасывающей полостью. Резиновые кольца 1 и 2, а также манжетное уплотнение 4 предотвращают утечки жидкости из корпуса насоса.
На хвостовике вала ведущей шестерни сделаны шлицы для соединения насоса с ведущим валом двигателя посредством муфты. К боковым плоскостям корпуса насоса болтами прикреплены патрубки, соединяющие напорную и всасывающую полости с соответствующими трубопроводами.
Насосы выпускают правого и левого вращения (на корпусе указано: «Левый» или «Правый»). Чтобы изменить направление вращения насоса, меняют местами ведущую и ведомую шестерни, поворачивают крышку 5 на 180° и поворачивают втулки так, чтобы изменилось положение линии их контакта по стыковым плоскостям относительно напорной и всасывающей полостей.