Шпоночные и шлицевые соединения

В шпоночных соединениях изнашиваются как шпильки, так и шпоночные пазы, в результате чего ослабевает посадка детали на валу. Возможные причины износа (помимо нормального изнашивания под действием длительной нагрузки при работе) — плохая подгонка шпонки по месту или применение неправильной посадки. Шпонки обычно не ремонтируют, а изготовляют вновь. Затем их опиливают, строгают или шлифуют, пригоняя по шпоночному пазу на валу и сопрягаемой с ним детали.

Шпоночные пазы ремонтируют. При незначительном износе (до 10% от первоначального размера паза) шпоночный паз опиливают, при большем— ремонтируют, наваривая грани с последующим фрезерованием. При этом выдерживают размер паза, установленный стандартом.

При ремонте шпоночных соединений путем подгонки добиваются плотного сопряжения шпонок с боковыми поверхностями пазов; соединяемых деталей. Исключение составляют клиновые шпонки их загоняют в паз ударом молотка так, чтобы они заклинивались по высоте. Клиновую шпонку забивают так, чтобы ее при ослаблении можно было осадить: между головкой шпонки и торцом детали должно оставаться расстояние, равное высоте шпонки. Призматические шпонки можно вынимать при ремонте из пазов без повреждения; для этого специально выполняют в средней части шпонки резьбовое отверстие и в него ввинчивают винт. Когда винт своим концом упрется в вал, винт продолжают вращать и тогда шпонка выходит из паза. Шпонку можно вынуть из паза и с помощью молотка с выколоткой, используя имеющийся у нее скос.