Арки и рамы

Распорные арочные и рамные деревянные конструкции, пяты которых уперты в железобетонные фундаменты или контрфорсы, относятся к наиболее рациональным видам клееных деревянных конструкций. Безметальное решение наземной части таких конструкций позволяет эффективно использовать их в производственных и складских зданиях с химически агрессивной средой.

Обычно рекомендуемая трехшарнирная схема таких конструкций оправдывается прежде всего необходимостью облегчить изготовление и транспортирование монтажных блоков; при этом нетрудно обеспечить простое сопряжение полуарок и полурам в коньковом узле. Кроме того, применение статически определимой схемы позволяет облегчить конструкцию фундаментов. В пологих арках следует предусматривать устройство строительного подъема, т. е. повышение при монтаже конькового узла с учетом большей или меньшей податливости фундаментов.

Очертание арочных конструкций, максимально приближенное к очертанию кривой давления от постоянных, длительно действующих нагрузок, обезвреживает влияние ползучести древесины; полные расчетные напряжения от сжатия с поперечным изгибом достигаются лишь кратковременно при действии ветровых и односторонних снеговых нагрузок.

Кривизна очертания полуарок принимается, как правило, постоянной; лишь в концевых зонах, на длине 30—40 см от торцового среза, сохраняются прямолинейные участки склеиваемых досок; такое решение целесообразно, поскольку оно способствует упрощению технологии склеивания полуарок и уменьшению раскалывающих напряжений в зоне опорных и конькового шарниров.

В рамных гнутых многослойных клееных конструкциях, очертание которых существенно отклоняется от очертания кривой давления, неизбежно местное увеличение изгибающих моментов и соответствующее местное увеличение высоты сечения. При этом необходимо исключить выклинивание косообрезанных торцов крайних досок в зону растянутой кромки рамы; все дополнительные слои досок должны приклеиваться к сжатой, вогнутой кромке рамы.

Некоторое усложнение производства работ, увеличение веса и повышение стоимости рамных конструкций по сравнению с арочными конструкциями оправдывается при сравнительно небольших пролетах и при необходимости использования ног рамы в качестве опор для стен.

При больших пролетах рам и, особенно, при консольных выпусках ригельной части рам следует применять разборную конструкцию ног, облегчающую транспортирование рам по частям.