Изготовление модели стального зубчатого колеса

На рис. 176 показана технология изготовления модели и стержневого ящика для стального зубчатого колеса большого диаметра. На чертеже отливки (рис. 176, а) видно, что отливка полностью располагается в нижней полуформе. Модель и стержневой ящик № 1 изготовляют по 1-му классу прочности. Поскольку форму и стержни изготовляют из жидких самотвердеющих смесей, к модели и стержневым ящикам предъявляются повышенные требования к их прочности, так как извлечение модели из формы значительно труднее, чем из обычной формовочной смеси.

Согласно технологическим указаниям на чертеже стержневые знаки для установки стержней, образующих спицы колеса и отверстия между ними, изготовляют только на нижней части модели. Верхний знак для центрального стержня, а также прибыли, если они будут изготовляться из дерева, делают объемными.

На чертеже указывается два варианта прибылей: овально-продолговатой формы — для деревянных, шарообразной — для пенополистироловых. В случае применения пенополистироловых прибылей на поверхности обода в местах установки в модель ввертывают металлические шипы 2 в виде шурупов, но без головок, на которые крепят прибыли (рис. 176, б).

изготовление модели стального зубчатого колеса
Рис. 176. Изготовление модели стального зубчатого колеса:
а — чертеж детали, б — модель, в — стержневой ящик

Модель колеса (см. рис. 176, б) изготовлена из кольцевых секторов толщиной 35 мм по 12 косяков в ряду и двух щитов, заглушающих снизу и сверху полость цилиндра. На нижнюю часть модели приклеивают шесть стержневых знаков в виде секторов. Щиты упрочнены наклеенными на них изнутри цилиндра брусками 1 и дополнительно укреплены гвоздями. Чтобы щиты не прогибались под тяжестью формовочной смеси, между ними при помощи клея и гвоздей установлены распорные доски 3.

Для установки модели на плиту и для извлечения ее из нижней полуформы на поверхности обода врезаны четыре стальные полосовые подъема.

Стержневой ящик для стержня № 1 состоит из трех отдельных частей: двух стенок, образующих знаковую и вертикальные поверхности стержня, и поддона, образующего плоскость верхней части стержня (рис. 176, в). Боковые щиты для образования стержня секторообразной формы связаны между собой косыми шипами, а для образования цилиндрической поверхности стенка сделана из кольцевых секторов. Боковые стенки ящика собирают при помощи металлических клиновых стяжек.

Для придания прочности верхнюю часть стержневого ящика армируют листовой сталью толщиной 3 мм. Поддон ящика упрочняют брусками толщиной 50 мм. Изготовление стержневого ящика 2 для центрального стержня и моделей прибылей в данном случае не рассматриваются. Модели элементов литниковой системы к данной модели не изготовляются, они заменяются керамическим набором.