Вкладыш

Модель для вкладыша (деталь подшипника в виде полуцилиндра с бортиками) изготовляют без стержневого ящика (рис. 158), так как вместо стержня используют земляной болван.

Выполнив чертеж модели на щитке, определяют размеры заготовки. Затем наружные поверхности заготовки обрабатывают на токарном станке, а внутренние — на фрезерном станке или выстрагивают вручную. Для вкладышей диаметром, не превышающим 150 мм, модели с высотой бортиков не более 30 мм делают из сплошной заготовки, склеенной из нескольких досок независимо от толщины стенок вкладышей (рис. 158, а). Чтобы предупредить коробление и увеличить прочность модели, во внутренней части ее устанавливают фальшивое ребро жесткости 1. Если длина вкладыша более 300 мм, устанавливают два ребра.

Ребро состоит из планки-распорки, концы которой имеют шипы типа «ласточкина хвоста», врезаемые в стенки модели полукруглой части, толщина которой равна ширине планки. Полукруглую часть наглухо прикрепляют к планке и к стенкам модели при помощи клея и гвоздей. Если высота бортика больше 30 мм, то бортики делают отдельно из кольцевых секторов и прикрепляют к цилиндрической части модели (рис. 158, б). Модели для вкладышей диаметром более 150 мм с толщиной стенок до 40 мм изготовляют из клепок на дисках, а при диаметре свыше 300 мм — из клепок на кольцах. Чтобы можно было наружную поверхность заготовки из клепок обрабатывать на токарном станке, к ее торцам прикрепляют бруски 2 (рис. 158, в), предназначенные для закрепления центров станка.

изготовление модели вкладыша
Рис. 158. Изготовление модели вкладыша:

а — вкладыш, изготовленный из сплошной склеенной заготовки с ребром жесткости, 6 — вкладыш из сплошной заготовки с вклеенными бортами, в — вкладыш из клепок с вклеенными бортами