Неметаллические материалы
К этой группе в основном относятся изделия из резины, применяемые в качестве направляющих подшипников валов, работающих на водяной смазке, и уплотняющих элементов подвижных и неподвижных соединений в турбине, а также масло-наполненный капрон и антифрикционный стеклоэпоксидный материал (табл. 3.16), применяемые для втулок подшипников лопаток и других пар трения узлов направляющих аппаратов, работающих на периодически заменяемой густой смазке. Последние два материала стали применяться в последние годы вместо работающего на водяной смазке древесно-слоистого пластика (лигнофоля) [11, 13, 15] марки ДСПБ-20, имеющего ряд эксплуатационных и технологических недостатков. Резиновые подшипники на водяной смазке рассчитаны на работу при удельном давлении не более 10 кгс/см2 и окружной скорости от 1,5 до 30 м/с.
Обрезиненные вкладыши направляющих подшипников валов подвергаются контролю прочности соединения металла с резиной методом отрыва. Контроль проводят на специальных образцах — свидетелях. Прочность должна быть не ниже 25 кгс/см2. Твердость резины проверяют твердомером ТМ-2 (ТИР).
Материал (плотность), г/см2 | Предел прочности, кгс/см2, не менее | Удельная ударная вязкость αн, кгс·см/см2, не менее | Водопоглощение, % | ||
при сжатии σв. сж | при изгибе σ. и | при растяжении σв. р | |||
Маслонаполненный капрон(1,12) Антифрикционный стеклоэпоксидный (1,4-1,6) |
700 1000 |
700 1200 |
900 700 |
70 10 |
1,12—12 0,02 |