Средства и методы воспитания

Устная политическая агитация и общение с людьми. Важнейшими средствами воспитания в производственном коллективе являются устная политическая агитация и непосредственное общение с людьми. При использовании слова как средства воспитания, будь то выступление в качестве агитатора или индивидуальная беседа с рабочим, необходимо всегда стремиться к убеждению людей, т. е. добиваться их согласия с тем, что доказывает воспитатель, влиять не только на их мысли, но и на чувства, а в конечном счете на их поступки. Существует ряд условий, соблюдение которых придает словесному обращению силу убеждающего воздействия.

1.       Убедить других может только глубоко убежденный воспитатель.

2.       Надо уметь в самом начале беседы важной информацией или новым для собеседников утверждением овладеть их вниманием и сохранить это внимание до конца.

3.       Воспитатель должен учитывать уровень развития собеседников, говорить только то, что доступно их пониманию и не повторять того, что им известно.

4.       Если отношение людей к поставленному вопросу отличается от позиции воспитателя, то надо начинать с утверждения, с которым согласны все, а затем последовательно доказывать свою правоту. Следует обязательно дать свое объяснение фактам, на которых основывалась неверная оценка ситуации.

5.       Для того чтобы убедить людей, надо наряду с логикой использовать яркие, действующие на эмоции факты.

6.       Не следует перегружать беседу лишними фактами и утверждениями. Из беседы надо исключить все, что не имеет прямого отношения к поставленному вопросу.

7.       Необходимо проявлять уважение к собеседникам, к их мнениям и достоинству, не допускать высокомерия и поучительного тона. Вместе с тем нельзя заискивать перед аудиторией - малейшая фальшь вызывает недоверие.

Сила убеждения в значительной степени зависит от личности воспитателя, от его авторитета, от уверенности слушателей, что он искренен и не преследует никаких личных целей. Очень важно в обращении к аудитории учитывать ее реакцию, строить выступление в виде живой беседы, позволяя участникам непринужденно высказывать свои мысли, возражения, примеры.

Убеждение должно влиять не только на сознание людей, но и непосредственно на их практические действия. Поэтому надо стремиться связывать тему беседы с конкретными задачами, решаемыми коллективом. В этом случае, конечно, следует соблюдать такт и избегать искусственности в такой увязке.