Грузозахватные приспособления и захваты

Грузозахватные приспособления. Детали, узлы, секции и блоки поднимают кранами на стропах или с помощью различных грузозахватных приспособлений. Некоторые  корпусные конструкции при установке и транспортировке необходимо подкреплять; для этого приваривают временные балки (для жесткости) и временные кницы к тем кромкам конструкции, которые не подкреплены набором.

Блоки секций, особенно блоки надстроек, также подкрепляют, чтобы нагрузку, приходящуюся на место подвеса (место приварки рыма), распределить на возможно большее число балок набора. Установку всех временных подкреплений для подъемов и транспортировки корпусных конструкций выполняют по специальным чертежам.

Для обвязки используют стропы из пеньковых и стальных канатов и сварных цепей; при обслуживании сборочных работ чаще всего применяют стальные стропы (рис. 5.5). Концы стропов обычно заделывают с помощью коушей (рис. 5.6) или с образованием петель. Стальные коуши имеют различные размеры в зависимости от прилагаемых нагрузок.


Рис. 5.5. Стропы:
а — облегченный, б — универсальный, в, г — схемы подвески на крюк универсальных стропов

Рис. 5.6. Коуши

Чтобы предохранить трос от перетирания острыми кромками деталей, узлов и секций, под него подкладывают деревянные или металлические подкладки.

Из грузозахватных приспособлений для перемещения листов и полотнищ наиболее широко распространены винтовые струбцины.

Струбцина (рис. 5.7, а) состоит ив   скобы 1 и зажимного винта 2; скоба на плоскости, соприкасающейся с листом, имеет насечку.

Струбцина, показанная на рис. 5.7, б, имеет полость, в которой помещен клинообразный бронзовый кулачок; специальная пружина всегда возвращает кулачок в исходное положение. Лист, недостаточно закрепленный в струбцине, перемещается вниз, увлекая за собой кулачок, который заклинивается и создает дополнительное усилие, зажимающее лист. На рис. 5.8 показаны струбцины для транспортировки листов (а) и профилей (б).


Рис. 5.7. Винтовые струбцины для подъема листов: а — без кулачка, б — с кулачком


Рис. 5.8. Струбцины для транспортирования листов (а) и профилей (б)

Для подъема, кантования и перемещения секций и блоков корпуса к ним приваривают обухи, часто называемые рымами. Обухи изготовляют из листового или профильного проката — угольников и полособульбов (рис. 5.9). Приваривать обухи к секциям по всему периметру разрешается только дипломированным сварщикам, которые ставят на них клеймо, показывающее грузоподъемность.


Рис. 5.9. Обухи для подъема секций:
а — массой до 15 т, б — массой до 25 т

На рис. 5.10, а показана скоба с приваренными шайбами и наворачиваемыми на ее концы гайками, а на рис. 5.10, б — рычажное приспособление, которые можно применять при наличии в поднимаемой конструкции отверстий. Пружина приспособления, стягивающая верхние концы рычагов, удерживает во время подъема нижние концы в разведенном состоянии.


Рис. 5.10. Скоба (а) и рычажное приспособление (б)


Рис. 5.11. Грузозахватное приспособление для подъема секций, имеющих набор с вырезами:
1 — щеки, 2 — обухи, 3 — кницы, 4, 5 — наварыши, 6 — болт

На рис. 5.11 показано другое грузозахватывающее приспособление, которое можно применять для подъема и транспортировки секций, имеющих набор с вырезами. С обеих сторон вертикальной стенки набора устанавливают щеки, а наварыши размещают в вырезе. После этого щеки скрепляют болтом. Наварыши служат для того, чтобы предохранить болт от срезания. Обухи в верхней части щек подкреплены кницами.

Электромагнитные и пневмовакуумные захваты. Электромагнитные захваты позволяют полностью механизировать такелажные работы. Применяют их в основном для транспортировки листового материала в горизонтальном положении. В новейших конструкциях электромагнитных захватов общий грузоподъемный магнит заменен большим числом малых магнитов, что особенно целесообразно при перемещении крупногабаритных листов. Чтобы предотвратить падение листов при случайных отключениях тока, предусматривают питание магнитов от аварийной батареи.

Пневмовакуумный захват монтируют на специальной раме, подвешенной на кране. При выполнении грузоподъемных операций раму опускают на лист металла и включают вакуумный насос, при этом под контактными дисками создается разряжение и лист захватывается. Для освобождения листа от захвата поворачивают распределительный клапан, соединяя вакуумную полость контактных дисков с атмосферой. С помощью вакуумных захватов можно поднимать и транспортировать также немагнитные материалы.