Сборка корпуса на построечном месте

Методы организации постройки судов и типы построечных мест

Построечным местом называют специальным образом подготовленную площадку, на которой осуществляют сборку корпуса из секций или блоков-секций, проверку положения и сварку этих конструкций, установку фундаментов и надстроек, испытания корпуса на непроницаемость и герметичность. С построечного места судно спускают на воду. Перечисленные работы составляют корпусостроительное производство. Они занимают 20—30% от общей трудоемкости постройки судна.

Методы организации постройки судов. В современном судостроении применяют два метода организации постройки судов: на одной позиции (без перемещения судна), на нескольких позициях (с перемещением судна). При этом корпус судна формируется обычно на первой или начальных позициях. На остальных позициях выполняют или заканчивают начатые ранее монтажно-достроечные работы. За каждой позицией закрепляют определенный объем работ. Передвижку судна с позиции на позицию производят через определенные, по возможности равные промежутки времени. Такую организацию при строительстве серии судов называют поточно-позиционной. Она требует строгого соблюдения сроков постройки и способствует ритмичному выпуску судов.

Постройку судна со стыкованием частей на плаву или в сухом строительном доке применяют, когда главные размерения судна  (в особенности его длина или спусковая масса), значительно больше размеров построечного места или допускаемой для него рабочей нагрузки. В этом случае части судна собирают в смежной части дока или доставляют по воде, устанавливают в док и стыкуют друг с другом. Иногда при кооперированной постройке корпуса его части изготовляют даже на разных верфях.

Стыкование и сварку частей на плаву выполняют кессонным способом с помощью установленного по периметру монтажного стыка подводного осушаемого туннеля—кессона, прижимаемого к корпусу гидростатическими силами (рис. 7.1). Основной сварной шов между частями корпуса выполняют изнутри осушенного монтажного отсека, а подварочный шов — в кессоне.


Рис. 7.1. Установка кессона под монтажным стыком корпуса:
1 — бортовая цистерна, 2 — палуба безопасности кессона, 3 — сухой отсек, 4 — скоб-трап, 5 — уплотнение по контуру корпуса, 6 — рабочий туннель, 7 — днищевая цистерна  

Бескессонный способ предусматривает установку по периметру монтажного стыка специальных герметизирующих устройств (рис. 7.2).


Рис. 7.2. Герметизирующие устройства с подстыковой камерой:
а — шарнирно-герметизирующее (ШГУ), б — полужесткий резинометаллический пояс; 1 — сварная камера плавучести ШГУ из стальных листов, 2 — уплотнение по контуру корпуса, 3 — натяжной канат с винтовым талрепом, 4 — шарнир, 5 — полужесткий пояс, 6 — канат-подвеска для первоначального прижатия пояса к корпусу, 7 — фланцевое соединение пояса, 8 — воздушный шланг для прижима уплотнения, 9 — приспособление для принудительного формирования обратной стороны шва, 10 — жесткий каркас пояса, 11 — эластичная оболочка пояса

Типы построечных мест. В современном судостроении применяют горизонтальные и наклонные построечные места. Они должны быть прочными и жесткими, способными выдерживать значительные нагрузки. Поэтому построечное место представляет собой монолитную железобетонную плиту, сооружаемую на свайных фундаментах.

К горизонтальным построечным местам относят сухие строительные и наливные доки или отдельные горизонтальные открытые или закрытые построечные места; к наклонным — наклонные продольные и поперечные стапели. Построечное место также может быть расположено на слипе. Построечное место с накрывающим его зданием называют эллингом. Сухие строительные доки применяют, как правило, для постройки крупнотоннажных судов.

Построечные места оборудуют опорными, а иногда и опорно-транспортными устройствами; кранами для выполнения подъемно-транспортных операций; лесами — наружными и внутренними — для производства работ на высоте; системами энергоснабжения для подачи электроэнергии, сжатого воздуха, кислорода и ацетилена, углекислого газа, воды и пара.