Оборудование, оснастка и инструмент

Крановое и транспортное оборудование

Такелажными работами в период сборки корпуса металлических судов являются разгрузка и складирование судостроительных материалов, подъем, кантование и транспортирование корпусных конструкций. Такелажные работы выполняют с помощью кранового оборудования или других грузоподъемных устройств рабочие соответствующей профессии — такелажники. В условиях бригадной организации труда для выполнения этих работ допускаются рабочие, прошедшие специальное обучение и получившие соответствующее удостоверение. Поэтому знания основ такелажных работ, излагаемых ниже, необходимы сборщикам.

Крановое оборудование. В корпусообрабатывающих и сборочно-сварочных цехах применяют в основном мостовые и козловые краны.

Мостовые краны грузоподъемностью от 3 до 30 т используют на участках корпусообрабатывающих цехов, грузоподъемностью от 20 до 200 т — в сборочно-сварочных цехах. Конструкция мостового крана (рис. 5.1) состоит из моста с механизмом передвижения, тележки с одним или двумя механизмами подъема груза и механизма перемещения тележки. Мост крана образует две балки коробчатого сечения, соединенные двумя поперечными опорными концевыми балками. Тележка крана — сварная металлическая рама, на которой смонтированы механизмы подъема и перемещения.

Рит. 5.1. Мостовой электрический кран:
1 — галерея для обслуживания, 2 — подкрановый путь, 3 — главные троллеи, 4 — кабине, 5 — мост крана, 6 — грузоподъемная тележка

Козловые краны с телескопическими подъемными электромагнитными траверсами грузоподъемностью 20 т применяют для складирования листовой судостроительной стали на складах. Хорошо себя зарекомендовали профилеукладчики грузоподъемностью 3,2 г с электромагнитной траверсой.

Транспортное оборудование. На складах стали и в корпусообрабатывающих цехах широко применяют рольганги. С их помощью транспортируют листы со склада на правку и предварительную обработку, а также к машинам тепловой резки. При подаче детален корпуса в сборочно-сварочные цехи используют контейнеры специальной конструкции (рис. 5.2). Контейнер разделен на три отделения, каждое из которых предназначено для определенного типа деталей — полотен, ребер жесткости, мелких деталей и «россыпи» на секции.


Рис. 5.2. Контейнер для транспортирования деталей корпуса

Доставку крупногабаритных листов (32X3200X16 000 мм) судостроительной стали и тяжеловесных секций осуществляют с помощью мощных транспортных машин: автосталевозов грузоподъемностью 30 т (рис. 5.3) и трайлеров (рис. 5.4). Для внутрицехового транспортирования узлов, секций и блоков используют самоходные тележки с электроприводом и брансбордеры.


Рис. 5.3. Автосталевоз

Рис. 5.4. Трайлер