Конструктивные чертежи корпуса

Виды чертежей. Судостроительные чертежи, необходимые для постройки судна, разделяют на следующие виды:
1.     Конструктивные чертежи корпуса и отдельных его частей, устанавливающие основные размеры связей конструкций корпуса и определяющие материалы, необходимые для его изготовления.

2.     Сборочно-монтажные чертежи, являющиеся разновидностью сборочных чертежей.

3.     Установочные чертежи, являющиеся разновидностью сборочных чертежей. Выпускаются на установку одного или нескольких механизмов, приборов и другого оборудования.

4.     Спецификация судна, содержащая сведения об основных конструктивных элементах судна в соответствии со всеми чертежами, расчетами, схемами и другими данными.

5.     Технические требования, общие для группы чертежей. В рабочих чертежах на этот документ дается ссылка.

6.     Таблица (альбом) сварки на судно в целом, на класс или группу судов с указанием видов сварки, разделки кромок сварных швов, условных обозначений швов сварных соединений.

7.     Ведомости конструкторских документов, являющиеся комплектующими документами на судно, в которые включают все разработанные и примененные для постройки данного судна документы.

Чертежи-схемы корпуса судна. К ним относят схемы разбивки корпуса судна на секции и блоки, сборки и сварки корпуса судна на стапеле, испытаний отсеков и цистерн на непроницаемость.

Схема разбивки корпуса судна на секции и блоки является одним из основных проектных документов. Разбивку корпуса судна производят исходя из следующих основных условий: заданного годового выпуска судов (секции желательно иметь как можно больших размеров); принятой технологии и организации постройки; возможностей завода — строителя судов (размеры пролетов сборочно-сварочного цеха, грузоподъемность кранов в цехе и на стапеле); конструктивных особенностей корпуса; технологичности конструкций (взаимозаменяемость листов и профилей в составе корпуса, возможность механизации и автоматизации сборочно-сварочных работ, простота и удобство выполнения производственных операций, упрощение и сокращение оснастки); снижения трудоемкости и себестоимости работ на всех этапах постройки судна. Исходными документами для разработки схемы служат теоретический чертеж, чертежи общего расположения, мидель-шпангоута, конструктивный чертеж и технологические указания.

На рис. 2.10 показана схема разбивки корпуса судна на секции (в кружках указаны номера секций) и строительные районы (I—V). Строительным районом называют часть корпуса судна, ограниченную по длине главными поперечными переборками и объединяющую группу однородных отсеков или помещений. У транспортных судов, имеющих район грузовых помещений довольно большой протяженности, корпус может быть разбит на несколько строительных районов. Носовая часть корпуса судна и надстройки тоже могут быть выделены в самостоятельные строительные районы. Разбивка на строительные районы позволяет правильно подготовить и организовать постройку корпуса судна.


Рис. 2.10. Схема разбивки корпуса судна на секции и строительные районы

Нумерацию строительных районов производят в соответствии с последовательностью формирования корпуса судна на стапеле. Первым на рис. 2.10 обозначен закладной строительный район — кормовая часть судна с машинным отделением (МО), последним — носовая часть. В данном случае корпус судна формируется последовательно в нос от блока МО. К данной схеме проектная организация (ЦКБ) выпускает альбом схем последовательности сборки корпуса судна на стапеле, который составлен в строгом соответствии с технологической документацией. Кроме того, в альбом входят схемы последовательности сборки отсеков и список секций, входящих в состав каждого из отсеков, номера их чертежей, масса и габаритные размеры.

Для примера на рис. 2.11 приведена схема сборки отсека. На этой схеме (как и на всех остальных для каждого отсека) рядом с номером каждой секции, формирующей отсек, указан номер, определяющий порядок установки ее на стапеле. В данном случае в первую очередь устанавливают днищевую секцию 303, к ней наращивают две бортовые секции: 315 правого борта и 315 левого борта; затем устанавливают секцию 327 поперечной переборки на втором дне. На борта и поперечную переборку опускают секции верхней палубы 358 правого борта и 359 левого борта. Между ними устанавливают секцию верхней палубы 353, затем секцию фальшборта 381 правого борта и секцию фальшборта 382 левого борта. В последнюю очередь ставят комингс грузового люка (секция 392).


Рис. 2.11. Схема сборки отсека

По окончании сборки, сварки (и клепки) корпуса судна в целом или отдельного блока производят испытания на непроницаемость. Под термином «непроницаемость» следует понимать водо-, нефте- и газонепроницаемость корпусных конструкций, а также креплений устройств, дельных вещей и оборудования, т. е. их способность не пропускать воду и любые жидкие нефтепродукты.

Для проведения испытаний используют схему непроницаемых отсеков и таблицу испытаний, которые разрабатывает ЦКБ-проектант. В таблице испытаний перечислены все непроницаемые отсеки и помещения в корпусе судна и надстройках с указанием способа испытания каждого отсека (наливом воды, давлением воздуха, поливом швов из брандспойта), значения напора воды или давления воздуха, а также конструкций, подвергающихся испытанию (наружная обшивка, переборки, палуба и т. д.). Схема испытания отсеков и цистерн на водонепроницаемость показана на рис. 2.12.


Рис. 2.12. Схема испытания отсеков и цистерн на водонепроницаемость