Механизация процессов сборки корпуса на построечном месте

Процессы сборки корпуса на построечном месте в большинстве случаев выполняют с применением тяжелого ручного труда. Комплексная механизация этих процессов и до сегодняшнего дня остается нерешенной проблемой. Вместе с тем в отечественном и зарубежном судостроении в последние годы был спроектирован и внедрен ряд конкретных устройств для механизации отдельных сборочных операций.

Установщики бортовых секций, которые могут перемещаться вдоль построечного места, имеют систему рычагов с гидравлическими приводами, позволяющими выполнять установочные перемещения секций (рис. 7.27, а).


Рис. 7.27. Устройство для механизации сборочных работ на построечном месте:
а — установщик бортовых секций, б — неприварные средства механизации; 1 — тележка, 2 — кабина подъемника, 3 — устанавливаемая секция, 4 — опорная рама, 5 — направляющая стойка подъемника, 6—хобот, 7 — тяга с гидроцилиндрами, 8 — колонка поворотная, 9 — шток, 10 — цилиндр, 11 — стыкуемые листы, 12 — чека, 13 — планка с проушиной

Неприварные средства механизации сборочных работ осуществляют крепление к элементам корпусных конструкций посредством электромагнитных или механических захватов (рис. 7.27, б). Рабочее усилие обеспечивается гидроусилителем (рис. 7.28). На конце штока гидроусилителя закреплена планка с проушиной. Планку пропускают в зазор между сопрягаемыми листами, а в проушину закладывают чеку. Перемещением поршня сближают чеку с цилиндром и выравнивают кромки листов.


Рис. 7.28. Гидроусилитель:
1 — рукоятка,
2 — вал-шестерня,
3 — шток-рейка,
4 — силовой гидроцилиндр

При сборке корпуса судна на построечном месте применяют следующие неприварные средства механизации сборочных работ:
устройство для совмещения кромок стыкуемых листов. Оно включает разноплечий рычаг-коромысло с закрепленным на нем гидроусилителем и прямоугольный электромагнитный захват;
устройство для совмещения стыкуемых кромок секций через сварочный зазор (рис. 7.29). Устройство включает гидроусилитель, на котором закреплена U-образная скоба;
устройство для сведения кромок стыкуемых листов в вертикальном положении (рис. 7.30), состоящее из упора, на котором установлен силовой винт. Упор шарнирно соединен со спаренным электромагнитным захватом посредством подвески с консолями;
устройство для обжатия набора в потолочном положении (рис. 7.31). Устройство включает П-образную раму, шарнирно соединенную со спаренным электромагнитным захватом. По оси рамы установлен механический захват;
устройство для наведения кромок выгородок при их установке на палубе (рис. 7.32). Устройство состоит из системы спаренных электромагнитных захватов, шарнирно соединенных между собой стягивающим механизмом.


Рис. 7.29. Устройство для совмещения стыкуемых кромок через сварочный зазор


Рис. 7.30. Устройство для сведения кромок стыкуемых листов в вертикальном положении


Рис. 7.31. Устройство для обжатия набора в потолочном положении


Рис. 7.32. Устройство для наведения кромок

Применение перечисленных устройств, масса которых не превышает 7 кг, повышает производительность труда сборщиков на 15—20%. Работоспособность устройств не зависит от климатических условий, температуры и влажности окружающей среды.

В зарубежном судостроении применяют механизированные внутренние леса для стыкования палубных частей корпуса. Леса представляют собой передвижные платформы, устанавливаемые на настиле второго дна или на днищевом наборе (рис. 7.33, а). Платформы выполнены в виде ферм наподобие лесов с ярусами и трапами. На площадках ярусов размещают гидравлические устройства для прижима и стягивания кромок секций, а также комплект оборудования и инструментов для сварки, тепловой резки и сборки.

Для стыкования конструкций на построечном месте применяют  также подвесную кабину (рис. 7.33, б). Кабина перемещается по направляющим, установленным на продольной переборке. Кабина перемещается вместе с рабочими. Стыкование листов  балок набора осуществляется с помощью других устройств и приспособлений, не входящих в  состав кабины.


Рис. 7.33. Устройства для сборки на построечном месте: а — передвижная платформа б — подвижная кабина; 1 — приводные захваты 2 — кабина для сборщиков, 3 — стойки, 4 — бортовые продольные балки, 5 —  ярусы площадок с трапами и леерным ограждением, 6 — несущие фермы 7 — тележка, 8 — домкраты, 9 —опорная конструкция

Для выполнения сварочных, Очистных и малярных работ на высоте внутри помещений корпуса применяют складные леса с гидравлическим приводом (рис. 7.34). При необходимости леса в складном виде вводят в помещение через проем в палубе размером 800x2500 мм и монтируют на настиле второго дна или на балках набора. Леса несут на себе площадку с необходимым оборудованием, управляются одним оператором и обеспечивают подъем и спуск, наклонение, поворот и передвижение.


Рис. 7.34. Складные внутренние леса с гидравлическим приводом 1 — внутренние леса, 2 — гидравлический привод с подъемной штангой

Агрегат «Океан-2» обеспечивает одновременное сопряжение и сварку вертикальных монтажных стыков корпуса судна на построечном месте. Он состоит из сборочного механизма и узла сварки. Сварка производится в углекислом газе с принудительным формированием шва. Агрегат перемещается непосредственно по свариваемому стыку снизу вверх за счет принудительного механического сцепления с кромками стыка.

Питание и управление агрегатом осуществляется от контейнера, в котором размещены: источник питания, электрооборудование, насосная установка замкнутого водяного охлаждения формирующих ползунов, шланги и кабели (рис. 7.35). Совмещение свариваемых кромок осуществляется прижатием передней ходовой тележки 1 и задней тележки 2 к стыку, соединенных между собой ножом, проходящим через зазор (14 мм) стыка. Прижатие тележек производится гидроцилиндром, имеющим автономный масляный насос. Усилие прижатия регулируется в пределах от 0 до 25 тс. К передней тележке крепится сварочная головка 4, а к задней тележке 2 — подвески формирующих ползунов 3. Применение агрегата «Океан-2» позволяет исключить приварные сборочные элементы (гребенки, рыбины и т. п.), повысить производительность сборочных и сварочных работ в 1,5—2,0 раза, улучшить условия труда рабочих.


Рис. 7.35. Сборочно-сварочный агрегат «Океан-2»

Контрольные вопросы
1.     Какими методами может быть организована постройка судов?

2.     Расскажите о назначении и составе опорных устройств.
3.     Как устроены кильблоки?

4.     Какими кранами оснащают построечные места?

5.     В чем состоит назначение лесов при формировании корпуса?

6.     Охарактеризуйте особенности секционного, блочного и секционно-блочного способов формирования корпуса.
7.     Расскажите о пирамидальной и островной схемах ведения сборочных й сварочных работ при формировании корпуса судна.
8.     Изложите общие правила установки и сборки корпуса на построечном месте.
9.     Расскажите о технологии установки днищевых секций, переборок, бортовых секций, палуб и платформ, выгородок, объемных секций оконечностей, мачт, секций дымовой трубы.
10.    Назовите устройства, применяемые для механизации процессов корпуса на построечном месте.