Технология установки мачт

Установка мачт на строящееся судно может быть произведена как на стапеле, так и на плаву. Установка мачт на плаву применяется в тех случаях, когда судно строится в закрытом цехе (эллинге), высота которого до подкрановых путей меньше высоты судна с мачтой (с учетом высоты закладки). При этом прибегают также к частичной установке мачт по высоте (например, без стеньги). Открытые стапели не содержат никаких трудностей, препятствующих полной и окончательной установке мачт. При установке мачты на судно, находящееся на стапеле, мачта подается на судно на железнодорожной платформе в собранном виде с выставленным насыщением и такелажем. Технологическая последовательность операций установки мачты состоит в следующем (рис. 7.25):


Рис. 7.25. Проверка положения мачты по крену, дифференту и высоте

наносят на основание мачты (приваренное к настилу палубы) риски (2/3h) контрольных линий, параллельных диаметральной плоскости, и линию шпангоута; аналогичные риски наносят на нижних концах мачты;
устанавливают с помощью крана мачту на место (называемое степсом) по размеченным рискам, закрепляют растяжками для возможности проведения проверочных работ. Проверяют положение мачты на: совмещение рисок контрольной линии диаметральной плоскости и линии шпангоута на нижних концах мачты и на ее основании. Допускаемыми считаются отклонения не более +5 мм;
полушироте — совмещением контрольной линии диаметральной плоскости на настиле с соответствующей риской диаметральной плоскости на торце мачты. Проверку ведут с помощью веска, опущенного из линии диаметральной плоскости на палубу, не допуская отклонений, превышающих ±2 мм на 1 м высоты; вертикальность плоскости мачты; горизонтальность антенной площадки.

После проверки причерчивают нижние концы мачты по основанию. Снимают (с помощью крана) мачту, укладывают ее на подготовленное место, срезают припуски, разделывают и зачищают кромки под сварку. Затем устанавливают мачту на место, закрепляют, проверяют ее положение, скрепляют ее нижние концы с основанием прихватками, после чего производят полностью сварные работы.

Установку мачты на плаву выполняют аналогично. При производстве проверочных работ учитывают крен судна.