Технология установки объемных секций оконечностей

Установку в состав корпуса и проверку объемных секций форпика и ахтерпика осуществляют на поперечных балках, смонтированных на судовозных тележках (на горизонтальном стапеле) или на металлических кильблоках (на наклонном стапеле). Поперечные балки также оборудуются металлическими или деревянными кильблоками уменьшенной высоты. Деревянные подушки кильблоков в обоих случаях должны быть подогнаны по обводам секций оконечностей.

Установленную на кильблоки секцию форпика или ахтерпика перемещают вдоль стапеля на судовозных тележках и подгоняют по монтажному стыку с соответствующими секциями корпуса.

Предварительную проверку установки производят при сдвинутой секции с учетом технологического припуска по монтажным хромкам. Для возможности выполнения проверочных работ на наружной обшивке секции наносят теоретические контрольные линии диаметральной плоскости, крайних шпангоутов, горизонтальных линий и линий палуб (если они имеются).


Рис. 7.23. Проверка положения объемной секции форпика:
1 — секция форпика, 2 —шланговые уровни, 3 — вески

Положение секций форпика 1 проверяют (рис. 7.23): по длине — на совмещение контрольной линии диаметральной плоскости форштевня с соответствующей риской диаметральной плоскости на построечном месте. Для этого из точки пересечения горизонтальной контрольной линии с контрольной линией диаметральной плоскости по наружной поверхности форштевня опускают весок, острие которого совмещается с соответствующей риской  на линии диаметральной плоскости на построечном месте. Допускаемое отклонение зависит от допуска на длину корпуса;
по полушироте — на совмещение контрольной линии диаметральной плоскости на поверхности форштевня и с линией диаметральной плоскости на построечном месте. Проверка производится с помощью веска в трех точках по высоте форштевня; на уровне основной линии, нижней и верхней палуб. Допускаемыми считаются отклонения не более ±8 мм)
по высоте от основной — путем сравнения фактических высот с плазовыми данными. Проверку ведут с помощью шлангового уровня 2 в диаметральной плоскости для точек горизонтальной контрольной базовой линии, зафиксированных на стойках или колоннах, построечного места, и линий палуб при монтажном стыке. Допускаемые отклонения ±10 мм;
по крену — путем проверки положения горизонтальной контрольной линии на поперечной переборке или на двух бортах секции у ее кормового конца в плоскости переборки или шпангоута. Проверку выполняют шланговым уровнем 2, допуская отклонения не более 3 мм.

Положение секции ахтерпика рис. (7,24) проверяют: по длине — на совмещение центра нижнего отверстия ахтерштевня под баллер руля с риской соответствующего шпангоута на построечном месте;
по высоте—на совмещение центра отверстия дейдвудной трубы в ахтерштевне с центром мишени, установленной на переборке или шергене. Проверку ведут с помощью визирной трубы, допуская отклонения не более ±3 мм. Одновременно проверяют положение верхней плоскости пятки ахтерштевня от основной. Допускаемые при этом отклонения от плазовых размеров не должны превышать ±10 мм для одновальных судов и ±8 мм для двухвальных;
совмещение по вертикали центров отверстий под баллер руля в пятках ахтерштевня. Для этого из центра верхнего отверстия опускают весок, замеряя линейкой отклонения рисок центров нижележащих отверстий от нити веска. Допустимые отклонения не должны превышать ±5 мм для крупных, ±3 мм — для средних и ±2 мм — для малых судов.


Рис. 7.24. Проверка положения объемной секции ахтерпика:
1 — секция ахтерпика, 2 — вески, 3 — шланговые уровни