Односторонняя офланцовка звеньев воздуховодов круглого сечения
Звенья воздуховодов круглого, а также прямоугольного сечения обычно соединяют между собой посредством фланцев. Фланцы круглого сечения изготовляются из полосовой и угловой стали. Из полосовой стали изготовляют фланцы двух размеров: 25X4 мм для соединения звеньев диаметром до 595 мм и размерами 30X5 мм — для соединения звеньев диаметром от 660 до 1200 мм. Фланцы из угловой стали изготовляют трех размеров: 25X25X4 мм, 30X30X5 мм, 35X35X5 мм, применяются они для соединения звеньев любого диаметра.
Фланцы приклепывают к концам звеньев воздуховодов и соединяют между собой болтами с гайками. Для соединения звеньев воздуховодов диаметром до 595 мм применяют болты диаметром 6 мм и длиной 25 мм, диаметром от 660 до 1540 мм—болты диаметром 10 мм и длиной 30 мм. В зависимости от диаметра звеньев воздуховодов применяют от 4 до 28 болтов.
Одностороннюю офланцовку звеньев воздуховодов круглого сечения осуществляют на зигмашине ЗМ-4. Эта машина (рис. 253) имеет стальную литую станину 5, закрепленную болтами на чугунной подставке 1, червячный редуктор 6, два рабочих вала 15, комплект роликов 16, пневматическое подъемное нажимное устройство и электрооборудование 20. Рабочие валы расположены один над другим. Нижний вал — в станине, верхний в подвижной траверсе 11, соединенной шарнирно при помощи пальца 9 со станиной. Ролики соответствующего профиля и размеров закрепляются на концах верхнего и нижнего валов. Подъем и опускание подвижной траверсы с верхним валом и роликом осуществляются пневмоприводом, состоящим из пневматического цилиндра 14, укрепленного на верхнем хоботе станины, пневматического цилиндра 22 педального блока управления и системы рычагов.

Рис. 253. Зигмашина ЗМ-4
Шток поршня пневмоцилиндра, с помощью рычага и ползуна, связан с подвижной траверсой. При движении поршня вниз траверса с валом и верхним роликом поднимаются, а при движении вверх — опускаются.
Сжатый воздух под давлением 4—6 ат подводится в педальный блок управления по резиновому шлангу 23. Педальный блок соединен с пневматическим цилиндром 14 гибкими резиновыми шлангами 12 и стальными воздуховодами 10. Давление сжатого воздуха в сети должно быть 4—6 ат, контроль осуществляется манометром 13, расположенным на пневматическом цилиндре. Управление пневмосистемой, а следовательно, подъемом и опусканием верхнего рабочего ролика осуществляются нажатием ноги работающего на переносную пневматическую педаль. Пневматическая педаль соединена с воздуховодами гибкими резиновыми шлангами, что позволяет ее ставить в удобное положение для работающего.
На нижнем хоботе станины имеется подвижный закрепляющийся при помощи винта упор 18, в который должен упираться торец обрабатываемого звена (или, как часто называют торец, царги). Для придания правильного положения звену при офланцовке пользуются упорной планкой 17. Сбоку к подставке станины крепится двухскоростной электродвигатель 2, над которым находится червячный редуктор. Электродвигатель с червячным редуктором соединен клиноременной передачей, состоящей из двух ремней 3. Натяжение ремней регулируется положением электродвигателя. Клиноременная передача закрыта кожухом 4. Вращение от электродвигателя через клиноременную передачу сообщается червячному редуктору и далее через пару цилиндрических зубчатых колес 7, расположенных снаружи станины и закрытых кожухом 8.
Нижний рабочий вал, через вторую пару цилиндрических зубчатых колес, расположенных внутри станины, передает вращение верхнему рабочему валу. Для удобства эксплуатации зигмашины ролики имеют правое и левое вращение. Изменение направления вращения роликов осуществляется рукояткой 19. Ролики делают 7,68 или 15,3 об/мин. Число оборотов роликов изменяют рукояткой 21 барабанного переключателя.
Для офланцовки звеньев воздуховодов круглого сечения применяют комплект роликов, имеющих различную конструкцию и размеры.
Комплект роликов для офланцовки звеньев воздуховодов круглого сечения диаметром от 160 до 235 мм фланцами из полосовой стали толщиной 2 и 3 мм (рис. 254) состоит из двух профилирующих роликов 2 и 6, вспомогательного ролика 3 и двух промежуточных колец 1 и 5. Зазор 5 между профилирующими плоскостями роликов в зависимости от толщины фланца регулируют при помощи гайки 4.

Рис. 254. Комплект роликов для офланцовки звеньев воздуховодов фланцами из полосовой стали
Комплект роликов для офланцовки звеньев воздуховодов круглого сечения фланцами из уголка 25X25X4 (рис. 255) состоит из двух профилирующих роликов 3 и 4 и двух упорных колец 2 и 5. Зазор S между профилирующими плоскостями роликов составляет 4,5 мм. Зазор регулируют при помощи гайки 1. При офланцовке с торцовой стороны звена воздуховода отгибают борт (кромку), плотно прилегающий к фланцу. С внутренней стороны образуется (выдавливается) зиг, удерживающий фланец от смещения внутрь.

Рис. 255. Комплект роликов для офланцовки звеньев воздуховодов фланцами из уголка 25X25X4 мм
На рис. 256 показан рабочий момент офланцовки звена воздуховода круглого сечения на зигмашине ЗМ-4. Звено воздуховода для офланцовки второго конца перевертывают. Во время офланцовки следят, чтобы звенья не перекашивались, а офланцованный борт не смешался с одной стороны звена воздуховода на другую. Для предупреждения этого явления звенья воздуховодов устанавливают по упорам зигмашины так, чтобы торцы их были перпендикулярны оси вращения роликов.
Рис. 256. Рабочий момент офланцовки звена воздуховода круглого сечения на зигмашине ЗМ-4