Кинематические схемы

Кинематической схемой машины называется условное схематическое изображение ее механизмов, показывающее их взаимосвязь и способ передачи движения от двигателя рабочим механизмам. Условные обозначения различных элементов механизмов, принятые для упрощения чертежа, приведены в табл.2.

Таблица 2. Условные обозначения различных элементов механизмов
Наименование Обозначение
Вал, валик, ось, стержень, шатун и т. п.
Вращение вала по часовой стрелке, против и в обе стороны
Неподвижное закрепление оси, стержня, пальца и т. п.
Подшипники скольжения: радиальный
радиально-упорные: односторонний
двусторонний
Подшипники качения: радиальный (общее обозначение)
радиально-упорные: односторонний
двусторонний
Соединение детали с валом: свободное при вращении
подвижное без вращения
глухое
Соединение двух валов: глухое
шарнирное
Муфты сцепления кулачковые: односторонняя
двусторонняя
Муфты сцепления: фрикционные: общее обозначение (без уточнения типа)
конусная: односторонняя
двусторонняя
дисковая: односторонняя
двусторонняя
Тормоза: колодочный
ленточный

Наименование Обозначение
Храповой зубчатый механизм с наружным зацеплением односторонний
Маховик на валу
Передачи цепью:
общее назначение без уточнения типа цепи
роликовой
бесшумной

Передачи зубчатые (цилиндрические):

внешнее зацепление (общее обозначение без уточнения типа зубьев)
то же, с косыми, прямыми и шевронными зубьями
внутреннее зацепление
Передачи зубчатые с пересекающимися валами (конические) с прямыми, спиральными и круговыми зубьями
Передачи зубчатые со скрещивающимися валами:
гипоидные
червячная с цилиндрическим червяком
Блок из двух шестерен
Ведущая звездочка гусеничной ленты
Гусеничное звено

Рассмотрим кинематическую схему наиболее распространенной бурильно-крановой машины БМ-205 (рис. 13), представляющую собой привод бурильной штанги с бурильным инструментом и барабана лебедки грузоподъемного оборудования.

кинематическая схема бурильно-крановой машины
Рис. 13. Кинематическая схема бурильно-крановой машины БМ-205:
1 — двигатель, 2 — подвижная блок-шестерня, 3, 9, 16, 27, 37 — конические подшипники, 4, 24 — подвижная шестерня, 5, 8, 10, 14, 15, 17—19, 26 — неподвижные цилиндрические шестерни, 6, 11, 21, 23, 25, 33, 35 — шарикоподшипники, 7, 20 — паразитные цилиндрические шестерни, 12 — червячное колесо. 13 — червяк, 22 — фрикционная муфта, 28 — вал-шестерня, 29 — цилиндрический роликоподшипник, 30 — канат, 31 — крюк, 32 — бурильная штанга, 34 — коническая шестерня, 36— барабан; I, III—VIII — валы, II, IX — карданные валы

Привод бурильной штанги. От вала 1 отбора мощности трактора через карданный вал II вращение передается установленному на подшипниках 25 входному валу III с сидящей на нем шестерней 26 раздаточной коробки и далее через связанную с ней шестерню 15, вал VI, установленный на конических подшипниках 16, и сидящую на нем шестерню 14 — на шестерню 17 и вал V. Вместе с валом V вращаются неподвижно закрепленные на нем шестерни 18, 19, 5 и подвижная шестерня 4. Введение в зацепление подвижной блок-шестерни 2 с шестерней 5 или 17 обеспечивает две прямые передачи вращения валу IV, установленному на подшипниках 3 и 23. При зацеплении подвижной шестерни 24 с шестерней 18 валу IV передается третья прямая передача вращения, а с паразитной шестерней 20, сидящей на шарикоподшипнике 21 и связанной постоянно с шестерней 19,— обратное вращение. С вала IV через сидящую на нем фрикционную муфту 22 и карданный вал IX вращение передается валу-шестерне 28 вращателя, установленному на конических подшипниках 27 и цилиндрическом роликоподшипнике 29, и далее через шестерню 34 с проходным квадратным отверстием, сидящую на шарикоподшипниках 33 и 35, на бурильную штангу 32 квадратного наружного профиля с бурильным инструментом (на схеме не показан), имеющую возможность осевого перемещения в отверстии шестерни 34. Бурильная штанга получает три прямые и одну обратную передачи вращения в соответствии с вращением вала IV.

Привод барабана лебедки грузоподъемного оборудования. Получение вращения валом V было описано выше. При зацеплении подвижно сидящей на валу V шестерни 4 с шестерней 10 вал VII, сидящий на подшипниках 9 и 11, получает прямое вращение; при зацеплении шестерни 4 (через паразитную шестерню 7, сидящую на шарикоподшипнике 6) с шестерней 8 — обратное вращение. От вала VII через жестко сидящий на нем червяк 13 вращение передается червячному колесу 12, валу VIII, установленному на конических подшипниках 37, и барабану 36 лебедки с находящимся на нем канатом 30 и крюком 31.

В соответствии с направлением вращения вала VII вращается барабан 36, наматывая или стравливая канат 30. Нагрузка на лебедку ограничивается кулачковой муфтой, которую настраивают на момент, соответствующий максимальной грузоподъемности кранового оборудования машины.

Фрикционная муфта 22 предохраняет привод бурильной штанги 32 от перегрузки и отключает вращатель с бурильной штангой от раздаточной коробки при переключении ее передач.

Унифицированные бурильно-крановые машины БМ-202А, БМ-302А и БМ-305 имеют аналогичные кинематические схемы. Схемы остальных машин рассмотрены при описании их устройства (см. гл. IV).