Изготовление сварного рабочего колеса

Изготовленные в производственном объединении ЛM3 сварные рабочие колеса для гидротурбин Татевской ГЭС (рис. 6.3) состоят из 18 литых ковшей 2 (сталь марки 00Х12НЗД), верхнего 1 и нижнего 3 ободов из проката или поковок той же марки стали, сваренных между собой ручной электродуговой сваркой электродами марки ЦЛ-51. Для обеспечения надежности крепления ковшей, а также удобства сборки соединение их с ободами выполнено «в замок». Решающими преимуществами сварно-литой конструкции являются: 1) существенное упрощение отливки ковшей, а следовательно, улучшение качества материала; 2) облегчение условий обработки отдельных ковшей, позволяющее получить их профиль с минимальными отклонениями от теоретических размеров; 3) возможность обеспечения высокой точности взаимного расположения ковшей.

Повышение общей точности рабочего колеса в сварном исполнении и связанное с этим улучшение его эксплуатационных качеств безусловно компенсирует увеличение расхода металла (на 30— 35%) и заводской трудоемкости (на 40—50%) по сравнению с цельнолитым рабочим колесом.


Рис. 6.3. Сварное рабочее колесо.