Искусство кройки и шитья

При использовании для изготовления паруса лавсановой пленки не следует забывать о некоторых специфических особенностях этого материала. Из-за повышенной жесткости ему нельзя придавать двойную кривизну, поэтому парус кроится в виде разворачивающихся на плоскость поверхностей конуса или цилиндра. Оставляет желать лучшего надежность лавсановой пленки: при малейшем проколе она рвется, а клей в местах соединения полотнищ липкой лентой быстро стареет, и швы расходятся. Для упрочнения швов применяют накладки из лейкопластыря, которые прошивают вручную крупными стежками. Неудобны такие паруса и для хранения — складки на местах сгибов остаются неустранимыми.

Паруса из полиэтиленовых пленок быстро стареют на солнце, а под нагрузкой вытягиваются. Из пленки толщиной 200—300 мк шьют простейшие вспомогательные паруса на один сезон.

Имеется опыт изготовления паруса для байдарки из двух слоев полиэтиленовой пленки, соединенных прерывистой сваркой с помощью выпускающегося для этой цели бытового прибора. Швы накладываются в двух взаимно перпендикулярных направлениях через 20—30 см. Сварку производят через кальку, пергамент или целлофановую упаковочную бумагу.

Кромки сваренных полотнищ скрепляют точечным сварным швом на расстоянии 1—2 см от края. Полотнища сшивают на обычной швейной машинке одним швом, который затем с обеих сторон заклеивают липкой лентой. Перед наклеиванием ленты поверхность пленки следует протереть бензином.

Углы паруса подкрепляются боутами из трех-четырех слоев пленки размерами от 50 до 15 см по биссектрисе, которые привариваются точечной сваркой от большего к меньшему. Швы заклеиваются лентой.

Нижнюю и заднюю шкаторины оклеивают лентой, а на переднюю двумя швами нашивают капроновую тесьму, к которой пришивают кольца-сегарсы (для грота) или карабины из тесьмы (для стакселя). В фаловом и галсовых углах заделывают петли из тесьмы для ввязывания такелажа, в шкотовом углу — люверс.

На малых парусах ликтросы не пришивают, а свободно пропускают внутри усиливающей полосы по шкаторинам. Это необходимо, чтобы регулировать длину ликтроса для компенсации его вытяжки, а также при тонкой настройке паруса. В качестве ликтросов применяют предварительно вытянутые капроновые тросы диаметрам 6—8 мм. Еще лучше стальные тросы диаметром 2—2,5 мм, которые практически не тянутся при работе. У большинства парусов байдарок и надувных лодок ликтросы входят в силовой каркас паруса и их правильнее называть булинями (рис. 82). Такие паруса обычно шьют по собранному каркасу. Все торцы карманов булиней подкрепляются полосками из прочной корсажной ленты. Если через карман проходят регулировочные снасти или бегучий такелаж, то его торцы усиливают двумя-тремя слоями ленты.

регулировочные концы стальных булиней
Рис. 82. Регулировочные концы стальных булиней: 7 — булинь, стальной трос Ø2; 2 — заделка огона; 3 — огон; 4 — капроновый штертик; 5 — угольник или люверс

Углы паруса подкрепляют боутами. Их кроят из более прочного и жесткого материала, чем парус. Если используется обычная парусина, с противоположной стороны каждого угла нашивают второй боут размерами, примерно, 2/3 основного. Боуты кроят так, чтобы нити основы или утка шли по направлению наибольшего растяжения паруса — в галсовом углу по биссектрисе, в фаловом углу ближе к передней шкаторине, в шкотовом ближе к направлению на фаловый угол. Для более равномерного распределения нагрузок на ткань паруса внутренние кромки боутов делают полукруглыми. Боуты прострачивают прямыми и полукруглыми швами, а иногда проклеивают по всей поверхности резиновым клеем (рис. 83).

боут и фаловая дощечка
Рис. 83. Боут (а) и фаловая дощечка (б)

Фаловый угол подкрепляют фаловой дощечкой, которую лучше всего вырезать из стеклотекстолита толщиной 1—1,5 мм. Нет смысла пытаться уширить верхнюю часть паруса за счет фаловой дощечки. Широкая дощечка будет уходить под ветер и искажать форму паруса. Пришивать фаловую дощечку нужно капроновыми нитками через отверстия, просверленные по ее периметру.

Нашивать латкарманы (рис. 84) нужно на готовом парусе, растянув его на полу, чтобы определить их направление, от которого зависит поддержание задней шкаторины. Прихватив латкарман по месту резиновым клеем, прошивают его затем по периметру, кроме участка по верхней кромке для заправки лат.

нашивка латкармана на парусе
Рис. 84. Нашивка латкармана на парусе из хлопчатобумажной ткани (а) и синтетической (б); в — отверстие для вставки латы
люверсы и крепление ползунов грота
Рис. 85. Люверсы и крепление ползунов грота: а  ниткой; б — лентой

Латы можно изготовить из дерева, текстолита, стеклопластика. Чтобы деревянные латы не намокали, их покрывают несколькими слоями лака. Рекомендуется оклеивать их по длине изолентой, это убережет парус от разрыва при изломе латы. Толщина латы для небольшого грота не должна превышать 1,5— 2 мм, а ширина —40 мм. Карман шьют на 30% шире латы, чтобы ее легко можно было вставить и вынуть.

Крепление ползунов к гроту показано на рис. 85.

Самодеятельные конструкторы часто разрабатывают для своих парусов новые оригинальные узлы и системы, создают даже новые типы парусного вооружения. Например, для того чтобы устранить скручивание установленного на катамаране паруса-крыла, Е. С. Кузнецов применил рангоут, у которого гафель, гик и средний реек-распорка могут вращаться только синхронно, вместе с мачтой. Пузо в средней части паруса регулируется путем изменения прогиба мачты с помощью телескопической передней краспицы. Длина краспицы в зависимости от силы ветра устанавливается на ходу из кокпита.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7