Механизация сборочно-сварочного производства

В настоящее время в сборочно-сварочных цехах предприятий отрасли действует более 120 механизированных линий и участков, внедренных в девятой и десятой пятилетках. Это позволило предприятиям отрасли значительно повысить производительность труда и добиться существенного высвобождения судовых сборщиков и сварщиков. При механизации сборочно-сварочного производства стремятся обеспечить высокий уровень технологичности корпусных конструкций. Высокий уровень технологичности корпусных конструкций характерен, например, для крупнотоннажных нефтенавалочных судов типа «Борис Бутома». Особое внимание было уделено разбивке секций на подсекции и узлы. В основу был положен принцип изготовления их на механизированных линиях с максимально возможной унификацией. В целом корпус разбит на 214 секций, состоящих из 610 подсекций, 560 из которых являются плоскостными, что составляет 92% всех подсекций. По массе плоскостные подсекции составляют 13 тыс. т или 80% от массы корпуса. Из них 900 т плоскостных подсекций изготовляют на поточных механизированных линиях. Схема расположения плоскостных подсекций в цилиндрической части судна показана на рис. 6.27.


Рис. 6.27. Схема расположения плоскостных подсекций в цилиндрической части судна:
1 — подсекция комингса грузового люка, 2 — узел подпалубной цистерны, 3 — подсекция ВП, 4 — подсекция днища подпалубной цистерны, 5,6,1 — подсекции борта, 8 — подсекция второго дна, 9 — подсекция НО

Наиболее целесообразной для механизированных линий изготовления узлов и секций корпуса является поточно-позиционная форма организации производства с принудительным расчетным ритмом. Исключение составляют линии (или участки) изготовления отдельных типов узлов или секций, количество которых на одно судно и годовую программу невелико (объемные секции оконечностей, дымовые трубы, мачты и др.). Таким образом, комплексно-механизированной называют поточную линию, на которой все основные и вспомогательные операции по сборке и сварке конструкций выполняют с помощью машин и механизмов, взаимоувязанных по производительности и технологии. Кроме того, на линии механизированы процессы перемещения конструкций от одного рабочего места (позиции) к другому.