Управляющие механизмы

Страницы: 1 2 3

У дисковых фрикционных механизмов рабочие поверхности трения расположены на плоскостях ведущих и ведомых дисков. При одном ведомом (ведущем) диске фрикцион (тормоз) называют однодисковым, при двух — двухдисковым и более двух — многодисковым.

многодисковый фрикционный механизм
Рис. 16. Многодисковый фрикционный механизм: 1, 6 — ведущие и ведомые диски, 2 — втулка, 3, 5 — ведущий и ведомый валы, 4 — ведомая шестерня, 7 — ведомый барабан, 8 — рычаг

В СБМ и СБКМ применяют многодисковые фрикционные механизмы (рис. 16). От ведущего вала 3 движение через втулку 2 передается сидящим на ней на шлицах (или шпонке) (с возможностью перемещения) ведущим дискам 1. При нажатии на рычаг 8 (показано стрелкой) ведущие диски 1 поочередно прижимаются к ведомым дискам 6 и вращаются вместе с ними. От ведомых дисков 6 вращение через шлицевое соединение передается барабану 7, а от него — валу 5, сидящему на подшипниках на валу 3 и жестко связанному с барабаном 7, и далее на шестерню 4, закрепленную на валу 5. При освобождении рычага 8 ведущие диски 1 перемещаются по втулке 2, отходя от ведомых дисков 6, и вращение дисков 6 и связанных с ними ведомых деталей 7, 5 я 4 прекращается.

Рассмотрим конструкцию наиболее распространенного в СБКМ фрикциона (рис. 17). На ведущем валу 16 установлен ведущий барабан 7, а на нем на подшипнике качения 12 — отводной диск 13 с рычагом, сепаратором 15, кожухом 11 и отжимным диском 9. На шлицах барабана 7 расположены ведущие диски 6, а в его отверстиях — штыри нажимного диска 2. Ведомый барабан 1 через отверстия в нем соединен с ведомым валом (на рисунке не показан) и связан шлицами с ведомыми дисками 5.

фрикцион бурильно-крановых машин
Рис. 17. Фрикцион бурильно-крановых машин БМ-205, БМ-202А, БМ-302А:
1, 7 — ведомый и ведущий барабаны, 2, 9 — нажимной и отжимной диски, 3, 14 — сальники, 4 — установочное кольцо, 5, 6 — ведомый и ведущий диски, 8 — пружина, 10 — шайба, 11 — кожух, 12 — шарикоподшипник, 13 — отводной диск с рычагом, 15 — сепаратор, 16 — ведущий вал

Ведомые 5 и ведущие 6 диски зажаты между нажимным диском 2 и ведущим барабаном 7 пружинами 8, которые установлены на Штырях нажимного диска 2 и упираются в ведущий барабан 7 и отжимной диск 9. При таком положении вращение от вала 16 через ведущий барабан 7, ведущие 6 и ведомые 5 диски передается на ведомый барабан 1 и далее на ведомый вал. При повороте на некоторый угол отводной диск 13 смещается влево за счет выхода шариков сепаратора 15 из лунок отводного диска 13 и воздействует через подшипник 12 на отжимной диск 9, который, отжимая пружины 8 и перемещая влево нажимной диск 2, освобождает ведущие 6 и ведомые 5 диски. При этом вращение от ведущих частей фрикциона не передается на ведомые — фрикцион отключен. Для включения фрикциона отводной диск 13 возвращают в первоначальное положение, пружины 8 разжимаются и диски 5 и 6 с помощью нажимного диска 2 зажимаются, создавая необходимые силы трения для передачи вращения.

Обычно к дискам крепят заклепками специальные фрикционные накладки из асбестокартона или специальных пластмасс для увеличения трения между ними.

Чтобы описанный фрикцион превратить в тормоз, ведомый барабан 1 закрепляют неподвижно, а отводной диск 13 поворачивают на некоторый угол для выхода шариков сепаратора 15 из лунок.

При этом ведущие 6 и ведомые 5 диски разжимаются, все ведущие детали вращаются свободно вместе с ведущим валом 16, а ведомые детали вместе с ведомым барабаном 1 неподвижны. Для включения тормоза возвращают диск 13 в первоначальное положение до совмещения его лунок с шариками сепаратора 15, пружины 8 тотчас сжимают ведущие 6 и ведомые 5 диски с помощью нажимного диска 2 и за счет возникших на поверхностях дисков сил трения ведущие детали, в том числе и ведущий вал 16, останавливаются (затормаживаются).

Чтобы предохранить фрикцион от попадания масла, воды и грязи, со стороны ведущих и ведомой частей установлены сальники 3 и 14. Кольцо 4 служит для установки деталей внутри ведомого барабана 1. Регулируют зазор между ведущими 6 и ведомыми 5 дисками при повороте отводного диска 13 и выходе из его лунок шариков сепаратора 15 изменением (подбором) толщины шайбы 10. Оптимальным считается зазор, когда при выключенном фрикционе диски не касаются друг друга, а при включенном — исключается их пробуксовка.