Управляющие механизмы

Страницы: 1 2 3

Для управления передаточными механизмами (включения и выключения) СБМ и СБКМ применяют в основном подвижные шестерни, фрикционные муфты и тормоза.

Подвижные шестерни (рис. 15, а) устанавливают на шлицевых или шпоночных валах с возможностью их продольного перемещения. При перемещении по шлицевому валу 1 (рис. 15, а) из положения II в положение I шестерня 4 входит в зацепление с шестерней 3, жестко сидящей на параллельном валу 2, и вал 2 начинает вращаться.

Сдвоенные подвижные шестерни 9 — блок-шестерни (рис. 15, б) — применяют в раздаточной коробке для изменения частоты вращения ее выходного вала и соответственно бурильного инструмента. При зацеплении подвижной блок-шестерни 9 с шестерней 7 или 8 между валами 5 и 6 будет передаваться вращение с разным передаточным отношением. При выводе блок-шестерни 9 из зацепления с шестернями 7 и 8 вращение между валами 5 и 6 передаваться не будет.

Во включенном положении контактируемые шестерни должны находиться в зацеплении по всей длине зуба. Неполное зацепление (не по всей длине зуба) может привести к поломкам зубьев из-за перегрузки контактирующих участков.

Подвижные шестерни и блок-шестерни вводят в зацепление с помощью рычагов с фиксаторами, обеспечивающими им строго определенные положения относительно неподвижных шестерен.

Подвижные шестерни и подвижные блоки шестерен нельзя включать и выключать в период вращения валов (или одного из них) и под нагрузкой во избежание возможных поломок зубьев вследствие их ударов или неполного зацепления.

подвижные шестерни и блок-шестерня

Рис. 15. Подвижные шестерни (а) и блок-шестерня (б): 1,5 — шлицевый и шпоночный валы, 2,6 — валы, 3, 7, 8 — неподвижные шестерни, 4, 9 — подвижные блок-шестерни; I, III — положение включенных шестерен, II — положение выключенных шестерен

Фрикционные механизмы используют для плавного включения или отключения в процессе движения и под нагрузкой механизмов привода вращения бура и лебедок. Действие таких механизмов основано на использовании сил трения, возникающих между прижатыми друг к другу деталями, одна из которых вращается. При этом на вращающуюся деталь действует сила, стремящаяся остановить ее, а на неподвижную — сила, стремящаяся сдвинуть ее в направлении движения вращающейся детали. Обе эти силы возникают в результате взаимодействия деталей и представляют собой силы трения, равные по значению и противоположные по направлению. Учитывая, что трение сопровождается износом, особенно при включении и выключении фрикционного механизма, контактируемые поверхности изготовляют из материалов, хорошо сопротивляющихся истиранию.

Фрикционные механизмы по назначению подразделяют на фрикционные муфты (фрикционы), передающие движение, и тормоза, останавливающие его.

Фрикционные механизмы в СБМ и СБКМ бывают дисковые и ленточные. Дисковые фрикционные механизмы передают (или останавливают) движение между сравнительно тонкими дисками и используются как фрикционы и как тормоза. Ленточные фрикционные механизмы представляют собой шкивы или барабаны, охватываемые сравнительно тонкой лентой, применяют их главным образом в качестве тормозов.