Модель глухого подшипника

На рис. 152, а—в приведен чертеж глухого подшипника, отливаемого из серого чугуна. Для данной модели можно не вычерчивать модельного чертежа на щитке, так как деталь простая и заготовки можно выполнять, пользуясь только чертежом литой детали. Модель состоит из двух симметричных половин и изготовляется по 2-му классу прочности. Сначала выстрагивают доску толщиной 20 мм, шириной 90 мм и длиной около 500 мм, которую разрезают пилой пополам. На одной из половинок 1 намечают места для шипов, в эти места вбивают гвоздики 2 без шляпок (рис. 152, г) на половину их длины или кладут гвоздики с шляпками горизонтально длиной 15—20 мм. Аккуратно наложив и прижав к гвоздям вторую половинку доски, намечают места будущих шипов на обеих плоскостях разъемных заготовок.

После этого гвоздики удаляют, а в намеченных местах просверливают отверстия, устанавливают деревянные или металлические шипы 3 (рис. 152, д) и приступают к разметке обеих половинок. Базой для разметки разъемных заготовок служат их плоскости разъема и выстроганные кромки, расположенные под прямым углом к базовой плоскости. После разметки контура основной части модели, установки в ней шипов для соединения в накладку (рис. 152, д) и поперечной заготовки 4 (рис. 152, е) приступают к обработке. Для поперечных заготовок 4 выстрагивают брусок размером 25x33x400 мм, разрезают его пополам, затем спаривают обе части, размечают контур и паз для шипа и приступают к их обработке. Подогнанные продольные и поперечные части собирают и склеивают. После склеивания в поперечных частях половинок модели вырезают углубление в соответствии с чертежом (рис. 152, ж).

Для выполнения круглых бобышек 5 из дощечек или фанеры толщиной 8—10 мм выпиливают диски диаметром 90 мм, из которых вытачивают бобышки на токарном станке. Затем отдельно вытачивают стержневые знаки с цилиндрическими шипами, диаметр которых соответствует отверстию, сделанному в заготовках бобышек 5. Шипы знаков смазывают клеем и вставляют в предварительно высверленные отверстия в заготовке 1 (рис. 152, г). Галтели между частями 1 и 5 (рис. 152, в) изготовляют на бобышках.

технология изготовления модели глухого подшипника
Рис. 152. Технология изготовления модели глухого подшипника:

а — чертеж детали, б — чертеж модели, в — разъемная модель, г — продольные заготовки модели, д — разметка заготовок, е — поперечные заготовки, ж — соединенные заготовки. з, и — изготовление бобышек со стержневыми знаками

Изготовление цилиндрических бобышек 10 и стержневых знаков 6 можно осуществлять одновременно, но только тогда, когда диаметр бобышек не превышает 100 мм. В этом случае на конце заготовки 7, вбитой о патрон 8, вытачивают цилиндрический шип, размер которого подгоняют к размеру высверленного отверстия для бобышки в круглой заготовке 9 (рис. 152, з). Затем отверстие заготовки намазывают клеем и ее плотно навертывают на шип и подвергают обработке резцом. Далее из заготовки 7 вытачивают знак 6 (рис. 152, и). Готовую модель зачищают шкуркой. Для вытаскивания половинок модели из полуформ со стороны плоскости разъема в них ввертывают подъемы.

Технология изготовления стержневого ящика к модели глухого подшипника состоит в следующем. Из доски 1 (рис. 153, а) после разметки выпиливают две заготовки для основных частей ящика. Размеры каждой заготовки должны быть примерно следующими: толщина на 25—35 мм больше радиуса стержня, ширина на 80—100 мм больше диаметра, а длина равна длине стержня со знаками.

Выстроганные заготовки сначала соединяют друг с другом при помощи шипов так, как это делалось при изготовлении модели. Соединив половинки ящика, кромки одной из сторон выстрагивают под угольник заподлицо к плоскости разъема, затем их разнимаюти производят разметку по длине и ширине. После опиловки излишка древесины половинки ящика торцуют до заданного размера и застрагивают на них кромки второй долевой стороны. Затем размечают контур отверстия для стержня. Базой для разметки половинок 3 и 4 служат плоскости разъема и выстроганные вначале под прямым углом кромки (рис. 153, б). Чтобы предохранить стержневой ящик от коробления, к обеим частям заготовок с наружной стороны прикрепляют клеем и гвоздями оплошные щитки 2, толщина которых составляет примерно 3Д толщины основной части; долевые волокна щитков должны быть расположены под углом 90° по отношению к долевым волокнам ящика.

технология изготовления стержневого ящика для  модели глухого подшипника
Рис. 153. Технология изготовления стержневого ящика для модели глухого подшипника:

а — доска, б — разметка спаренных заготовок, в — ручное изготовление полости ящика с применением шаблона, г — готовый ящик

После разметки полости ящика обрабатывают на фрезерном станке или вручную полукруглой стамеской. При ручной обработке сначала древесину вырезают вчерне по всей длине отверстия, а затем в цилиндрической части ящика, придерживаясь заданных размеров отверстия. Для получения правильной полуцилиндрической формы применяют шаблон, изготовленный из твердой древесины толщиной 3—4 мм или из фанеры. Натерев фаску 5 шаблона цветным карандашом, его прикладывают к изготовляемой полости и двигают в долевом направлении. Остающиеся при этом следы карандаша на выступающих частях древесины срезают полукруглой стамеской. Это повторяют до тех пор, пока профиль полукруглой полости будет совпадать с контуром шаблона (рис. 153, в), т, е. когда поверхность полости ящика будет окрашиваться почти полностью.

После обработки цилиндрической поверхности стержневого ящика вырезают конические поверхности, используя при этом линейку и разметку на торцах (рис. 153, г). При зачистке цилиндрических и конических поверхностей шкуркой пользуются деревянными скалочками, диаметр которых несколько меньше отделываемых отверстий.

При зачистке плоских поверхностей шкурку накладывают на выстроганные из мягкого дерева плоские планки и совершают движения, подобные движениям при работе напильником.
Точность изготовления модельного комплекта проверяют до его окраски.