Подъемно-транспортное оборудование

Литейные цехи характерны большим количеством грузопотоков, связанных с доставкой исходных шихтовых и формовочных
материалов, транспортированием литейных форм, стержней, литейных расплавов в ковшах, отливок и др., которые осуществляются с использованием разнообразных видов подъемно-транспортного оборудования.

В формовочно-сборочных отделениях литейных цехов в качестве основного подъемно-транспортного оборудования применяют мостовые и консольные электрические грузоподъемные краны, горизонтально-замкнутые и другие литейные конвейеры, карусели, подвесные цепные конвейеры, ленточные транспортеры, пневматические подъемники, электротельферы, а также такие вспомогательные подъемно-транспортные средства, как рольганги, электро- и автокары.

Мостовые электрические краны перекрывают весь пролет цеха и, двигаясь по специальным подкрановым путям, обслуживают всю его площадь. Они применяются главным образом в условиях индивидуального и мелкосерийного производства крупных отливок, когда формовка осуществляется на машинах с перекидным столом моделей 234—237 или пескометах. Для более удобного захвата опок, плит со стержнями и т. п. на крюк подъемных кранов подвешивают цепи или специальные стальные траверсы-балансиры. Балансиры (рис. 103) позволяют переставлять петли в соответствии с размерами транспортируемых опок, что облегчает переворачивание полуформ, подвешенных на цепях крана. Грузоподъемность кранов литейных цехов составляет 0,5— 250 тс.

спаривание полуформ при помощи балансира
Рис. 103. Спаривание полуформ при помощи балансира:
1 — балансир, 2 — чалочные цепи, 3 и 5 — полуформы, 4 — балансировочная цепь

Консольные мостовые краны (рис. 104) передвигаются только вдоль одной стены пролета и могут обслуживать участок, ограниченный вылетом его стрелы, который обычно не превышает 7,5 м. В отличие от мостовых кранов, которые выполняют самые различные операции (транспорт и подачу на машины опок, поворот и перенос полуформ и т. д.), консольные мостовые краны применяют главным образом при сборке литейных форм, связанной с установкой в них большого количества крупных стержней.

В крупных литейных цехах мостовые и консольные краны могут располагаться в два и три яруса.

консольно-передвижной электрический край
Рис. 104. Консольно-передвижной электрический край:
1 — ферма, 2 — нижняя балка фермы, 3 — электротельфер, 4 — грузоподъемный крюк, 5 — кнопочное устройство управления работой тельфера