Подъемно-транспортное оборудование
Литейные цехи характерны большим количеством грузопотоков, связанных с доставкой исходных шихтовых и формовочных
материалов, транспортированием литейных форм, стержней, литейных расплавов в ковшах, отливок и др., которые осуществляются с использованием разнообразных видов подъемно-транспортного оборудования.
В формовочно-сборочных отделениях литейных цехов в качестве основного подъемно-транспортного оборудования применяют мостовые и консольные электрические грузоподъемные краны, горизонтально-замкнутые и другие литейные конвейеры, карусели, подвесные цепные конвейеры, ленточные транспортеры, пневматические подъемники, электротельферы, а также такие вспомогательные подъемно-транспортные средства, как рольганги, электро- и автокары.
Мостовые электрические краны перекрывают весь пролет цеха и, двигаясь по специальным подкрановым путям, обслуживают всю его площадь. Они применяются главным образом в условиях индивидуального и мелкосерийного производства крупных отливок, когда формовка осуществляется на машинах с перекидным столом моделей 234—237 или пескометах. Для более удобного захвата опок, плит со стержнями и т. п. на крюк подъемных кранов подвешивают цепи или специальные стальные траверсы-балансиры. Балансиры (рис. 103) позволяют переставлять петли в соответствии с размерами транспортируемых опок, что облегчает переворачивание полуформ, подвешенных на цепях крана. Грузоподъемность кранов литейных цехов составляет 0,5— 250 тс.
Рис. 103. Спаривание полуформ при помощи балансира:
1 — балансир, 2 — чалочные цепи, 3 и 5 — полуформы, 4 — балансировочная цепь
Консольные мостовые краны (рис. 104) передвигаются только вдоль одной стены пролета и могут обслуживать участок, ограниченный вылетом его стрелы, который обычно не превышает 7,5 м. В отличие от мостовых кранов, которые выполняют самые различные операции (транспорт и подачу на машины опок, поворот и перенос полуформ и т. д.), консольные мостовые краны применяют главным образом при сборке литейных форм, связанной с установкой в них большого количества крупных стержней.
В крупных литейных цехах мостовые и консольные краны могут располагаться в два и три яруса.
Рис. 104. Консольно-передвижной электрический край:
1 — ферма, 2 — нижняя балка фермы, 3 — электротельфер, 4 — грузоподъемный крюк, 5 — кнопочное устройство управления работой тельфера