Героизм берет истоки не из профессии

Отправляясь в длительную поездку, человек, одолевая первую половину своего пути, думает, как правило, о том что он оставил, уезжая из дому. Во второй половине пути его мысли заняты больше тем, что предстоит ему встретить и увидеть.

Вы, старшеклассники, тоже совершили длительное путешествие в мир знаний продолжительностью до десяти счастливых школьных лет. И теперь, приближаясь к финишу, вы все чаще задумываетесь над вопросом, что ждет вас впереди. И, действительно пройдет немного времени и «прощай школа!»


Как найти свое место в жизни? Какой же будет она, эта самостоятельная жизнь? Какую из тысячи дорог выбрать, кем быть? Этот извечный вопрос возникает перед каждым юношей, перед каждой девушкой на пороге их самостоятельной жизни. В самом деле, какое место следует занять в жизни миллионам подрастающих людей? Как им определиться, как найти свое место в жизни? Но готовых ответов, одинаковых рецептов для всех нет. Каждому нужно принять свое решение сообразно со своими желаниями и возможностями, с учетом реальной обстановки и уровня духовных и физических сил.

Миллионы юношей и девушек в странах, где господствует капитал, годами не могут найти своего места в жизни. Оканчивая среднюю школу и даже высшие учебные заведения, они не могут найти никакой работы, голодают, бродяжничают и называют себя «лишними людьми».

Ничего подобного нет в нашей советской стране. Конституция СССР каждому члену общества гарантирует право на труд и образование. Закон о всеобщем среднем образовании резко поднял уровень культуры в нашей стране.

Социальные условия обеспечивают нашей молодежи возможность без особых трудов найти свое место в жизни. Но как это сделать?

Счастливые те, у кого с детства проявляются вполне определенные наклонности и кто потом их развивает в течение, всей своей жизни. Не так уж редки дети, обладающие музыкальной одаренностью, отмеченные талантом живописца, артистическими данными или математическими способностями. Воспитанные в атмосфере труда, они без колебаний идут к намеченной цели. Большинство из них становится выдающимися мастерами своего любимого дела. Перед такими людьми не возникает вопросов о выборе профессии.

Страстное влечение к любимому занятию с юношеских лет характерно и для многих деятелей пауки. С детства пристрастилась к математике первая женщина-профессор Софья Васильевна Ковалевская. В условиях царской России женщине стать ученым было не так просто. Ведь женщин в высшие учебные заведения тогда не пускали. Софья Ковалевская брала частные уроки, обманывая швейцаров, переодетая в мужскую форму, пробиралась в университет, чтобы послушать лекции профессоров. В 80-х годах прошлого века Парижская Академия наук дважды объявила конкурс на исследование проблемы движения твердого тела вокруг неподвижной точки. И хотя эту проблему пытались решить такие математики, как Лагранж, Пуассон, Эйлер, проблема в целом осталась нерешенной. Как же были удивлены члены жюри конкурса, когда, отметив две лучшие работы 1888 года и вскрыв пакеты с именем авторов, обнаружили, что обе премии завоеваны одним и тем же лицом, что автор обеих работ — женщина и притом русская женщина!

С детских лет увлекался химией будущий создатель знаменитой теории строения вещества великий химик-органик А. М. Бутлеров. Юный Саша учился в Казанском пансионе и вопреки желанию педагогов, без конца возился со склянками и реактивами, что нередко приводило к неожиданным результатам. Однажды после оглушительного взрыва Бутлерова нашли с опаленными бровями и в порядке назидания другим, посадили в карцер. Когда же его вывели на обед, то повели через длинный коридор в столовую с дощечкой на груди, на которой было написано: «Великий химик». Незадачливые педагоги написали на дощечке иронические, но в то же время пророческие слова. Бутлеров стал действительно великим химиком. Его жизнь с детских лет — ярчайший пример любви к науке.

Много сходного с юностью Бутлерова можно найти в биографии нашего выдающегося советского ученого, творца теории цепных реакций академика Н. Н. Семенова. Колю с детства привлекал бенгальский Огонь, реактивы, в квартире постоянно ощущались химические запахи, проводились опыты, раздавались взрывы. В 14 лет он прочитал весь купленный им учебник химии. Ему трудно было представить себе, что обыкновенная съедобная поваренная соль состоит из мягкого металла натрия и ядовитого газа хлора, обнаружил белый осадок, посолил им кусок хлеба, съел его и убедился — да это была обыкновенная соль!

Знаменитый ученый нашего времени Ландау стал физиком еще в ранней юности. Школу он окончил в 13 лет, имел весьма посредственные оценки по ряду дисциплин и отличные — по любимому предмету. В 14-летнем возрасте он был уже студентом двух факультетов университета.

Таких примеров самоопределения в раннем возрасте можно привести, как видите, немало. Но все же людей, у которых с детства определились вполне явные наклонности, меньшинство.

У большинства подростков процесс выявления способностей заторможен. Кто из мальчишек не мечтал в детстве стать пожарником, шофером, нетчиком, крупным военачальником или космонавтом? Кто из девчонок не хотел быть похожей на свою любимую учительницу, овладеть благородной профессией врача, стать путешественницей, журналисткой или законодательницей мод?

Конечно, на юношеских мечтах сказывается влияние времени. Если в тридцатых годах профессия физика была еще недостаточно популярной и мечты будущих покорителей природы не шли далее ветроэлектродвигателей, гелиоустановок, приливных станций, то в 40—50-е годы появилось много страстных поклонников физиков-атомщиков, ребят, горящих желанием укротить, наконец, термоядерный процесс и сделать его послушным воле человека.