На заре цивилизации

Страницы: 1 2 3 4 5

Столько легенд было сложено о нем за тысячелетия, что и по сей день историки не всегда могут отделить в них правду от вымысла. Вплоть до нашего столетия не было у человека более совершенного материала. Булатные мечи пробивали любые панцири, даже прославленные испанские, до того они были крепки. И в то же время их можно было согнуть в дугу и они не ломались. Но самым чудесным свойством булата была его способность затачиваться до необычайной остроты: булатный меч перерубал свободно падающий шелковый платок.

Возьмите кухонный нож и попробуйте наточить его на бруске. Вы убедитесь, что существует определенный предел, за которым лезвие не делается тоньше: оно начинает выкрашиваться. Самыми острыми предметами сейчас считаются бритвы. Но даже самой лучшей, отлично наточенной бритвой вам не удастся разрубить на лету шелковый платок. Вот теперь вы можете себе представить, каким изумительным материалом была булатная сталь, секрет изготовления которой родился и умер на Востоке. Впрочем, слово «секрет» тут не подходит. Секретов было очень много — столько же, сколько и мастеров булатного дела.

Из поколения в поколение передавали восточные мастера способы изготовления булата. От отца к сыну, к внуку, к правнуку... И многие из них вносили что-то свое, за долгие годы работы наталкиваясь на какое-нибудь новшество, улучшающее качество металла. Так складывалась технология получения булатной стали, так она совершенствовалась. И всю технологию изготовления булата мастер держал в голове: бумага ведь может выдать тайну кому угодно.

У каждого мастера получался свой булат, в чем-то отличающийся от других. Неизменным у всех было только одно — волнистые узоры на поверхности клинков. Одни узоры были относительно светлые, иногда с розовым или золотистым отливом. Оружие с такими узорами считалось низшего качества. Другие узоры были темнее, с многоцветными переливами. Чем сложнее и крупнее был узор и чем темнее фон, тем выше было качество булата. По этим узорам зачастую определяли и изготовителя оружия. Узоры были как бы «фабричной маркой» мастера или даже ряда поколений семьи мастеров.

Семейные тайны и послужили одной из причин гибели булата. Цепь преемственности обязательно прерывалась. То у мастера не было детей и некому было передать секреты технологии, то он внезапно погибал... Но окончательно погубил булат жестокий завоеватель Тамерлан—«железный хромец», как его называли. Разгромив страны Востока, он свез в свою столицу Самарканд всех ремесленников, оставшихся в живых, и заставил их работать на себя. Оторванные от родины, не имеющие наследников, которых они, по обычаю, могли бы научить мастерству, умельцы уносили в могилу свои секреты. И в конце концов тайна булата была утеряна. Остались одни легенды...

Вплоть до XIX века, основываясь на этих легендах, европейские мастера пытались изготовить свой булат, не уступающий восточному. И ни у кого ничего не получалось. Только когда русский ученый П. П. Аносов впервые в мире подошел к проблеме получения металла по-научному, когда он заглянул через микроскоп «в глубь» металла, тогда и была разгадана тайна булата. И потребовалось на это десять лет. Совсем немного, если сравнить их с длинным рядом веков, в течение которых множество умов билось над этой загадкой.

На школьных уроках химии вам рассказывали, как получают сталь на современных металлургических заводах. Сначала железную РУДУ расплавляют в огромных доменных печах, где она превращается в чугун. Затем чугун снова расплавляют, теперь уже в мартенах, конверторах или электропечах, и тогда он превращается в сталь. На доске вам чертили и формулы химических состояний, в которые постепенно переходит руда, прежде чем стать сталью.

Так получают металл в наши дни. Ну, а раньше? Когда не было современных металлургических агрегатов, как выплавляли сталь тогда? В древности было много способов. Но в любой стране Востока булат выплавляли одинаково. Об этом способе мы и расскажем.