Монтаж, подъем и демонтаж рам и каркасов

Требуя от тех, кто ею владеет, здоровья, силы и ловкости, профессия монтажника-такелажника имеет серьезные виды опасности: падение людей с высоты, опрокидывание или обрушение всей конструкции или части рамы или каркаса, разрыв их элементов, падение материалов и предметов.

Чтобы быть эффективными, меры защиты от этих опасностей должны разрабатываться не после, а до начала работ на строительном участке. Предусмотренные в статьях 164-169 Декрета от 8 января 1965 г. они, в частности, обеспечивают устойчивость каркаса на всех этапах работ.

Для сокращения до минимума работ на высоте, чреватых падением для рабочих, следует, по возможности, проводить сборку элементов до подъема и применять дистанционные устройства сцепки и расцепки.

Защита от падения с высоты. Если при подъеме на рабочее место или при передвижении по строительному участку рабочие подвергаются опасности падения, то в обязанности руководителя строительной организации входят:
установка достаточного количества рабочих лестниц, оборудованных площадками отдыха и закрепленных в верхней и нижней частях;
установка переходных мостиков, которые можно перемещать при помощи грузоподъемной машины и которые оборудованы перильными ограждениями высотой 90 см и защитными бортовыми досками высотой не менее 15 см;
обеспечение перемещения людей в люльках или подобных устройствах, подвешиваемых к грузоподъемной машине.

Если на рабочем месте существует опасность падения людей, руководитель строительной организации обязан:
установить жесткие рабочие настилы с перильными ограждениями;
применять мобильные рабочие площадки или подобные устройства, подвешиваемые к грузоподъемным машинам.

Значительно повышает безопасность труда метод, который заключается в укреплении на колонне до ее подъема рабочих лестниц и площадок отдыха. При отсутствии настилов, площадок или подобных устройств, устанавливают приемные поверхности, способные задержать падение рабочего прежде, чем он упадет с высоты 6 или 3 м в зависимости от того, из упругих или жестких материалов выполнены эти поверхности.

Когда осуществление коллективных мер защиты не представляется возможным, каждому рабочему, подвергающемуся опасности падения, выдаются предохранительный пояс и необходимые вспомогательные средства (рис. 15).


Рис.15. Крепление стропа предохранительного пояса к металлической балке (а) и к металлической колонне (б) 1 — отверстия для карабина; 2 — карабин; 3 — петля "рислен"; 4 — пеньковый канат или нейлоновый ремень

Особенности прикрепления предохранительного пояса следует предусматривать  при составлении проекта  рамы или каркаса. Местами прикрепления могут быть обычные подвески, выполненные из круглой стали диаметром от 12 до 16 мм и соединенные электросваркой с элементами рамы или каркаса. При правильном размещении они позволяют рабочим, при помощи карабина, быстро защитить себя от опасности падения с высоты.

Другое устройство прикрепления состоит из петли, укрепляемой горизонтально или вертикально при помощи болта диаметром от 14 до 25 мм.

Каждый рабочий, занятый на монтаже, демонтаже и подъеме рам и каркасов, должен иметь в обязательном порядке защитную каску с подбородным ремнем.

Оборудование для подъема и спуска людей при работе на высоте. Это оборудование включает площадки, люльки и аналогичные устройства, служащие для перемещения или работы на высоте людей, а также грузоподъемные механизмы (рис. 16).


Рис.16. Подъем металлической колонны:
а — закрепление рабочей площадки на колонне до подъема;
б — колонна в проектном положении. Опоры рабочей площадки укрепляются болтами

Применение для этих целей машин, обычно используемых для перемещения грузов, материалов и оборудования, допускается только при внесении изменения в законодательство. Рекомендуется, разумеется, применять машины, сконструированные специально для перемещения и подъема рабочих и отвечающие следующим требованиям:
площадка должна быть ограждена перилами высотой 1,1 м, промежуточными перилами и защитной бортовой доской высотой не менее 15 см или аналогичным устройством;
устойчивость машины должна быть обеспечена независимо от перемещений и положения площадки;
максимальная грузоподъемность машины при перемещении одного человека должна быть не менее 165 кг, она повышается на 100 кг на дополнительного человека;
должна быть составлена инструкция, напоминающая о максимально допустимом числе людей на машине, максимальной грузоподъемности по числу людей, о запрете на перемещение машины с грузом, когда на площадке находятся люди.

Сборка элементов рам и каркасов до подъема:
сборку металлического каркаса выполняют на. поверхности земли, затем его устанавливают параллельно фронтону здания, поднимая и поворачивая вокруг основания колонн. Механизмы, применяемые для подъема различных рам, устанавливают на путях качения, прикрепленных к металлическому каркасу на уровне плоской крыши, а после подъема и закрепления связями жесткости первых двух рам механизмы устанавливают в проектное положение;
при помощи кранов устанавливают металлические сваи, образующие каркас;
сборку на поверхности земли и подъем элементов металлического свода выполняют при помощи центральной стойки; стойка проходит через отверстие, предусмотренное для аэрационного фонаря свода.