Арматура строительная

При производстве железобетонных работ примерно 20—25% общей трудоемкости составляют арматурные работы — подготовка и укладка арматуры. В зависимости от поперечного сечения арматура подразделяется на гибкую и жесткую.

Гибкая арматура изготовляется из круглых стержней диаметром от 6 до 40 мм, проволоки, прядей и проволочных канатов, тканых и сварных металлических сеток.

Жесткая арматура — это прокатные профили (рельсы, двутавры, швеллеры, угловая сталь) или стержни диаметром более 40 мм. На крупные стройки и в мощные подрядные специализированные строительные организации арматуру, изготовленную механизированным способом поточным методом на автоматических линиях, доставляют в готовом виде.

По способу установки арматура делится на штучную, арматурные сетки и каркасы, а по назначению — на рабочую, распределительную, монтажную и хомуты.

Штучную арматуру укладывают в опалубку и сваривают в арматурный каркас на месте бетонирования. Такие арматурные работы выполняют на небольших стройках с незначительным объемом работ.

Арматурная сетка образуется взаимно перекрещивающимися стержнями, соединенными между собой в местах пересечения при помощи сварки или вязальной проволоки. Сетки изготовляют в виде отдельных готовых плоских полотнищ требуемого размера или в виде рулонов, от которых отрезают куски необходимой длины и укладывают в опалубку. Арматурные сетки обычно применяют при армировании плит перекрытий, фундаментов и т. п.

Арматурные каркасы применяют для армирования колонн, балок и других конструкций. Каркасы бывают плоские и пространственные. Плоские каркасы состоят чз продольной арматуры и поперечных стержней. Пространственные — собирают из нескольких плоских каркасов, свариваемых с помощью хомутов.

Арматуру укладывают после принятия по акту опалубки, очищенной от пыли и грязи, промытой и проконопаченной. Уложенную арматуру также принимают по акту на скрытые работы.

При бетонировании монолитных конструкций арматуру устанавливают так, чтобы в конструкции образовался защитный слой из бетона толщиной от 15 до 70 мм, покрывающий поверхность арматурных стержней и предохраняющий их от коррозии. Для образования защитного слоя указанной в проекте толщины необходимо под стержни арматуры или арматурную сетку подложить цементные или бетонные плитки.

При небольших объемах работ, когда применяется штучная арматура, сначала укладывают более толстые стержни (рабочая арматура), а перпендикулярно к ним—более тонкие (распределительная арматура). В местах пересечения стержни рабочей и распределительной арматуры скрепляют между собой с помощью скруток из тонкой (вязальной) проволоки или сварки.

При незначительных объемах бетонных и железобетонных работ бетонную смесь можно приготовлять непосредственно на стройке. Для этого на строительной площадке устанавливают сборно-разборные комплексно-механизированные бетонные установки. Однако чаще всего бетонную смесь приготовляют на бетонных заводах, на которых все процессы по приготовлению ее полностью механизированы и автоматизированы. Транспортируют бетонную смесь от бетонного завода до места укладки бетона в автобетоносмесителях, в бадьях на автомашинах или железнодорожных платформах, в автосамосвалах, а также конвейерами, бетононасосами и пр. Во время перевозки для сохранения однородности и подвижности необходимо защищать бетонную смесь от попадания атмосферных осадков, воздействия ветра и солнечных лучей. Нужно предотвратить также утечку цементного молока. В зимнее время для защиты бетонной смеси от замораживания применяют специальные виды утепленного транспорта.

На автосамосвалах, а также в таре (бадьях, ковшах, бункерах) на автомашинах, железнодорожных платформах бетонную смесь перевозят на расстояние 15—20 км. Транспортирование бетонной смеси ленточными транспортерами (конвейерами) практически возможно на расстояние до 2 км, а перемещение бетононасосами — на расстояние до 300 м по горизонтали и 40 м по вертикали. Если строящийся объект удален от бетонного завода более чем на 20 км, следует использовать для перевозки автобетоносмесители, в которых бетонная смесь приготавливается в пути следования автомашины непосредственно перед укладкой в конструкцию.

Начинать бетонирование монолитных конструкций можно только после тщательной проверки состояния опалубки и уложенной арматуры.

При бетонировании фундаментов бетонную смесь укладывают в опалубку слоями толщиной 20—40 см и уплотняют вибратором до появления на поверхности цементного молока. В среднем для этого требуется около 20 сек. Для высокого качества уплотнения бетона шаг перестановки вибратора не должен превышать полутора радиусов его действия, т. е. примерно 65—90 см. Высота свободного сбрасывания бетонной смеси в массивные фундаменты не должна превышать 3 м. При большей высоте смесь подают звеньевыми хоботами, по лоткам или трубам.

Колонны высотой до б м бетонируют на всю высоту, загружая бетонную смесь сверху. При большей высоте колонн загрузку смеси производят через боковые отверстия в щитах опалубки. Перед началом бетонирования колонны в опалубку подается цементный раствор состава 1:2 или 1:3 слоем 10—20 см. Затем слоями толщиной 30—50 см укладывают бетонную смесь и уплотняют ее глубинными вибраторами.

Плиты перекрытий бетонируют одновременно с устройством прогонов и балок. Бетонную смесь подают к месту устройства перекрытия в бадьях или виброковшах и уплотняют в балках и прогонах глубинными вибраторами, а при бетонировании плит — поверхностными вибраторами. При этом плиты бетонируют сразу на всю толщину, а прогоны и балки — слоями толщиной 30—40 см.

При больших объемах монолитных конструкций из железобетона укладку бетонной смеси приходится выполнять с перерывами. Стык между ранее уплотненным и свежеуложенным бетоном называется рабочим швом. Рабочие швы являются слабым местом конструкции, поэтому размещению рабочих швов и их правильной обработке необходимо уделять особое внимание. Если перерыв в укладке бетонной смеси превышает 2 ч, необходимо в месте обрыва бетона установить доску и бетонировать конструкцию до этой границы. При возобновлении бетонирования после перерыва нужно тщательно очистить поверхность рабочего шва от схватившейся цементной пленки, промыть водой и покрыть тонким слоем цементного раствора.

В технических условиях по бетонированию монолитных конструкций указывается, в каких местах допускается устройство рабочих швов в каждом конструктивном элементе. Например, при бетонировании колонн рабочие швы можно устраивать на уровне верхней плоскости фундаментов или на уровне консолей, нижней плоскости прогонов и балок. В плитах перекрытий рабочие швы можно располагать в любом месте, но обязательно параллельно короткой стороне плиты. Расположение рабочих швов в сложных железобетонных монолитных конструкциях обычно указывается в рабочих чертежах проекта.

Прочность конструкции зависит от правильного ухода за уложенным бетоном. По окончании укладки бетонной смеси необходимо на весь период твердения бетона обеспечить надлежащий температурно-влажностный режим. В жаркое время года поверхность свежеуложенного бетона покрывают мешковиной, брезентом или рогожей для защиты бетона от преждевременного высушивания. В начальный период твердения нельзя свежеуложенный бетон подвергать механическим воздействиям или нагрузкам до тех пор, пока бетон не достигнет 25% проектной прочности.

В сухую погоду при температуре более 15°С бетон рекомендуется поливать водой через каждые 3 ч днем и один раз в течение ночи. Бетон, изготовленный на портландцементах, поливают в течение 7 суток, на глиноземных цементах — 3 суток, а прочие бетоны — 14 суток. На поступающую на объект бетонную смесь должен быть паспорт, в котором указывается марка бетона и качество цемента.