Опалубка

Опалубка — это форма, предназначенная для изготовления бетонной или железобетонной конструкции на строительной площадке. Она состоит из формующих, несущих и поддерживающих элементов. Бетонную смесь укладывают в установленную опалубку, уплотняют и выдерживают до набора бетоном необходимой прочности. Работы, связанные с изготовлением и установкой опалубки, называются опалубочными, с разборкой — распалубочными.
Опалубка должна быть прочной, герметичной и устойчивой, обеспечивать точность размеров монолитных конструкций, возможность ее укрупнения и переналадки, быструю сборку и разборку, требуемое качество бетонной поверхности конструкции. Она не должна затруднять установку арматуры, укладку и уплотнение бетонной смеси.
Различают опалубку -инвентарную (многократно используемую) и стационарную (разового применения). Инвентарная опалубка, как правило, состоит из комплекта унифицированных элементов, позволяющих компоновать опалубочные формы для разнотипных конструкций, обеспечивает многократное применение формы, характеризуемое нормативной оборачиваемостью, с сохранением ее качества. В зависимости от типа опалубки и вида материала, используемого для ее изготовления, показатель оборачиваемости изменяется от 20 до 400.
В качестве материала для изготовления опалубки применяются металл, древесина, армобетон и синтетические материалы. Наиболее эффективно использование для ее изготовления нескольких видов материалов. Так, поддерживающие и несущие элементы делают чаще всего из стали, для формующей палубы применяют древесные материалы, пластик и др.
Для уменьшения сцепления бетона с соприкасающейся поверхностью опалубки применяют различные виды смазок, которые делятся на пленкообразующие, гидрофобизующие, замедлители схватывания цемента и комбинированные. Смазку выбирают в зависимости от конкретных условий и возможностей, технологии бетонирования и экономической целесообразности.
Опалубки классифицируются по способу производства работ, виду возводимых конструкций и сооружений, их геометрических размеров и объемных решений. В соответствии с этим различают следующие типы опалубки: разборно-переставную мелкощитовую и крупнощитовую, подъемно-переставную, объемно-переставную, блочную, скользящую, горизонтально перемещаемую, туннельную, пневматическую, несъемную.
На опалубочные работы разрабатывается ППР, а на отдельные их виды — технологические карты в учетом требований проекта, ГОСТ (на типовую опалубку) и СНиП.
ППР опалубочных работ включает:
обоснование выбранного типа опалубки с указанием особенностей ее применения в зависимости от принятого способа ведения бетонных работ;
схему организации опалубочных работ, увязанную с другими параллельно выполняемыми работами, с разбивкой на захватки, указанием направления движения комплектов опалубки, численности звеньев и бригад, мест складирования опалубочных щитов по маркам, грузоподъемности машин и механизмов, с графиками производства работ и оборачиваемости  опалубки; маркировочные чертежи опалубки отдельных наиболее характерных или сложных конструкций, со спецификацией элементов и указанием общего объема комплекта опалубки (марки — условное обозначение элементов опалубки);
технологические карты опалубочных работ для сложных конструкций, имеющих маркировочные чертежи, и для одного из видов часто повторяющихся простых конструкций.
Перед установкой опалубки производят разметку осей конструкций, наносят краской риски на их основание и нижнюю часть опалубочных коробов или щитов. Для сборки опалубки днищ или фундаментов предварительно заподлицо с основанием по контуру конструкции выставляют маяки — деревянные колья, затем по маякам краской наносят риски, фиксирующие положение осей и рабочей плоскости щитов опалубки.
Установленная опалубка до начала бетонирования должна быть осмотрена и принята мастером. При этом проверяются: соответствие геометрических размеров и отметок уровней опалубки требованиям проекта; правильность привязки ее к осям конструкций или сооружений; плотность стыков и сопряжений элементов опалубки, правильность установки несущих и поддерживающих элементов, анкерных устройств и элементов крепления. Обнаруженные в процессе бетонирования деформации или смещения опалубки следует немедленно устранить.
Смонтированные скользящая и подъемно-переставная опалубки принимаются комиссией и оформляются актом приемки.
Разборка опалубки (распалубливание) производится по достижении бетоном требуемой прочности, согласно СНиП или проекту, в порядке, обратном ее установке. Удаление несущих и поддерживающих элементов допускается только после снятия боковой опалубки и тщательного осмотра оставшихся элементов опалубки.
Демонтированная опалубка должна быть очищена, рассортирована по элементам и сложена в штабеля. Инвентарные крепежные детали сдаются мастеру по счету.
По решению Госстроя СССР начиная с 1981 г. ЦНИИОМТП ведется разработка типовых инвентарных конструкций опалубок с введением на них государственных стандартов. Далее в качестве примера будут рассмотрены некоторые виды типовой опалубки, используемые при возведении различных инженерных сооружений и отдельных конструктивных элементов.


Строительные работы